Донской монастырь

Содержание:

Содержание

Донской монастырь в Москве на карте

Навигация

Войны и революции

Во время Отечественной войны 1812 года обитель сильно пострадала. Французы устроили в Донском монастыре казармы конного полка, а все ценные вещи разграбили и вывезли. С образов были сняты драгоценные венцы и оклады, ризы и серебряная утварь уничтожены и украдены, и даже полы и двери храмов и келий были вырублены и сожжены. Монастырь восстанавливали на средства графа Матвея Платонова, бывшего атаманом Донского казачьего войска.

Ветер революционных перемен 1917 года принес в Донской монастырь, как и во многие другие религиозные учреждения, постановление о закрытии. Казначейские покои обители служили в 20-х годах тюрьмой для патриарха Московского и Всея Руси Тихона, а с 1926 года Донской монастырь был объявлен историко-культурным и бытовым музеем. В этой ипостаси он просуществовал три года, а затем музей был переименован в антирелигиозный.

Новый этап жизни Донского монастыря начался в 30-х годах прошлого века. Обитель передали Музею архитектуры и в нее начали привозить сохранившиеся детали и фрагменты культовых сооружений и архитектурных памятников, уничтожаемых новой властью. В монастыре оказались части храма Христа Спасителя, Триумфальных ворот Осипа Бове, храма Успения Божией Матери на Покровке и Сухаревой башни.

После войны в Малом соборе разрешили проводить богослужения, и до 1960 года они проходили регулярно. Затем храм действовал лишь по праздникам, пока в 1991 году в обители не была возрождена монашеская жизнь. Решением Московского горисполкома храмы Донского монастыря вернулись в лоно православной церкви.

Редьярд Киплинг, новое:

Преданья старины глубокой

Донской монастырь хранит тайны и трагедии из жизни страны, одна из них – Чумной бунт.

История чумного бунта

В сентябре 1771 года в Москве вспыхнула эпидемия чумы. По городу прошел слух, что чудотворная икона Боголюбская в Китай-городе исцеляет от болезни. Напуганные мором жители ринулись туда, чтобы приложиться к образу. В толпе собрались и здоровые люди, и зараженные.

Архиепископ Московский Амвросий, боясь распространения эпидемии из-за скопления людей, приказал убрать икону. Тогда народ взбунтовался. Многотысячная толпа взяла приступом Донской монастырь, где на хорах прятался архиепископ. Бедного старца вытолкали на улицу и растерзали обезумевшие от страха и гнева люди. На месте гибели архиепископа воздвигли каменный крест, который сейчас находится под лестницей Большого собора.

В Смутные времена монастырь разграбили войска поляков. В 1812 году, при вторжении в Москву французов, в Донском монастыре поселилась конная гвардия. Разграбленную обитель восстановили на пожертвования атамана Донского казачества Матвея Платонова. В XIX веке в монастыре открыли духовное училище и иконописную палату.

Донской некрополь

Во время чумной эпидемии хоронить горожан на городских кладбищах запретили. Большие «чумовые» кладбища появились на окраинах города: Ваганьково, Новодевичье, Миусское. Донской акрополь появился раньше как главное кладбище высшего русского дворянства и богатого купечества.

Здесь нашли пристанище представители известных дворянских фамилий: Трубецкие, Долгоруковы, Вяземские, Нарышкины. Похоронены писатели Иван Шмелев и Александр Солженицын, Фаина Раневская и Майя Кристалинская. О значении некрополя Донского монастыря свидетельствует завещание императрицы Екатерины Великой. В нем она указывала, что, если умрет в Москве, похоронить ее следует в Донском монастыре.

Здесь покоятся обитатели старого Арбата, Пречистенки, Поварской. В Донском монастыре похоронен историк Ключевский и ректор Московского университета Трубецкой, архитектор Бове и философ Чаадаев, писатели Сумароков и Херасков, а также многочисленные Голицыны, родственники и друзья А.С. Пушкина.

Здесь похоронена богатая помещица Дарья Салтыкова (Салтычиха), прославившаяся неслыханной жестокостью к крепостным, умершая в заточении Ивановского монастыря. В 1930-е годы с Даниловского кладбища сюда перенесли могилу художника Перова, в 2005 году в Донской монастырь перезахоронили генералов Деникина и Каппеля.

На стене фамильного склепа Левченко за Большим собором – мозаичная икона святителя Николая, которая во время гонений на церковь оставалась единственной святыней в округе. В годы Великой Отечественной войны здесь молились матери и жены ушедших на фронт. С тех пор и до сегодняшнего дня икона источает благоухание.

Братские могилы на территории монастыря

В годы репрессий из подвалов Лубянки привозили, чтобы свалить в монастырскую землю тысячи трупов, расстрелянных без суда и следствия людей. Все неизвестные лежат в могиле невостребованных прахов. Здесь же могила Блохина – коменданта НКВД, лично расстрелявшего 10 000 человек.

Примечательны памятники Донского некрополя: белокаменные плиты, барочные саркофаги пирамиды, жертвенники и гранитные колонны, вазы и урны, архитектурно-декоративные композиции в виде ротонд, беседок и часовен, скульптурные фигуры плакальщиц и ангелов. Площадь захоронений в настоящее время – 2 гектара.

Архитектурное кладбище

Донской монастырь называют архитектурным кладбищем. С 1934 года в монастырь, Музей архитектуры имени Щусева свозили фрагменты уничтоженных памятников старины. В восточной стороне монастыря – горельефы храма Христа Спасителя, в северной – наличники Сухаревской башни церкви Успения Божьей Матери на Покровке.

Развлечения

Женские монастыри в Москве

Роль женских обителей в православном мире не менее значительна, чем мужских. Их, конечно, меньше, однако все они впечатляют своей красотой.

Алексеевский женский монастырь

Основана пустынь была в 1358 г. и трижды меняла свое расположение. Сегодня она находится в Красном Селе, куда ее перевезли менее двух веков назад. Здесь она начала активно расширяться, параллельно открыв больницу и педагогическое училище.

Сегодня монастырский комплекс включает четыре церкви, жилые корпуса для насельниц, вспомогательные помещения. При лавре также функционирует общеобразовательная школа, где преподают старославянский язык и обучают вокалу. Адрес Алексеевской обители: 2-й Красносельский переулок, д. 5, станция метро «Красносельская».

Алексеевский женский монастырь

Богородице-Рождественский ставропигиальный монастырь

Основательницей пустыни считается княгиня Мария Серпуховская, которая заложила ее в 1386 г. Изначально монахинями принимали только вдов или близких родственниц погибших при Куликовской битве. Знаменитый храм Рождества Богородицы был возведен в 1505 г.

До прихода советской власти лавра вела активную духовную и социальную деятельность. При ней был открыт сиротский приют, а также функционировала воскресная школа. Сегодня реставрационные работы полностью завершены. Добраться сюда можно на метро (станция «Трубная») или машиной (улица Рождественская, 20).

Богородице-Рождественский ставропигиальный монастырь

Зачатьевская ставропигиальная женская обитель

Основана пустынь была в 1360 г., когда митрополит Алексий заложил деревянный храм во имя Зачатия прав. Анною Богородицы. Однако просуществовала обитель недолго – спустя два века ее уничтожил пожар. Сестры, оставшиеся без крова, вскоре основали Зачатьевскую лавру, которую сегодня может посетить любой желающий.

Найти обитель можно по адресу: переулок Зачатьевский, 2 (станция метро «Кропоткинская»).

Иоанно-Предтеченский женский монастырь

Пустынь датируется XV столетием и была заложена в честь рождения будущего царя Ивана IV, крещенного по имени святого Иоанна Предтечи. Пока знаменитая династия была при власти, монастырь расширялся и процветал. Сюда же высылали государственных преступников. Так, знаменитой «узницей» обители является известная княжна Тараканова.

После революции лавру закрыли, а насельниц выгнали. Возрождение ее началось только в конце ХХ столетия, когда она была передана РПЦ. Сегодня полюбоваться святыней можно по адресу: Малый Ивановский переулок, 2 (метро «Китай-город»).

Марфо-Мариинская обитель милосердия

Самый «молодой» монастырь, датируемый 1909 годом. Основательницей его была княгиня Елизавета Романова, которая за свои средства купила небольшую усадьбу. Позже здесь построили лазарет и домовую церковь. Основным направлением деятельности лавры была безвозмездная медицинская помощь неимущим.

Обитель функционировала вплоть до 1926 г. Сегодня у нее сохранился былой устав, а насельницы, как и прежде, могут легко уйти обратно в мир. Добраться до святыни можно на метро, доехав до станции «Третьяковская» (адрес: Большая Ордынка, 34).

Покровский женский монастырь

Изначально это была мужская пустынь, основанная царем Михаилом Федоровичем в память об отце, умершем на Покрова. Тот монастырский комплекс, который мы видим сегодня, окончательно сформировался в первые годы XIX века. Перепрофилировалась лавра уже к концу ХХ столетия, когда пал советский режим.

Май 1998 г. ознаменовался тем, что сюда привезли святые останки Матроны Московской, а в 2005 г. была открыта купель. Располагается обитель по адресу: улица Таганская, дом 58 (станция метро «Крестьянская застава»).

Покровский женский монастырь 

Богородице-Смоленский Новодевичий женский монастырь

Данная пустынь датируется 1524 г. и была заложена царем Василием III в честь взятия Смоленска. Монастырский комплекс, возводимый по канонам московского барокко, окончательно сформировался к началу XVII века.

Сегодня обитель известна своим Новодевичьим кладбищем, где похоронены знаменитые личности, а также шикарным озером и парком. Добраться до святыни можно на метро, выйдя на станции «Спортивная».

Богородице-Смоленский Новодевичий женский монастырь

История русских православных монастырей полна печальных дат. Многие из обителей пали, однако те, что выстояли, являются достоянием нашей родины. Надеемся, что благодаря нашей статье вы сможете легко найти заинтересовавшую вас святыню.

?Карта Литвы

Донской монастырь в Москве — история

На Руси вокруг больших городов для их обороны часто строили монастыри-крепости. Так были возведены Новодевичий и Симонов, Андроников и Новоспасский, а также Данилов монастыри-крепости. В 1591–1592 годах царем Феодором Иоанновичем и боярином Борисом Феодоровичем Годуновым был основан Донской монастырь в Москве в память избавления от нашествия крымского хана Казы-Гирея. Этим было завершено создание оборонительного полукольца крепостей, охранявших столицу от степных набегов.  Был построен первый каменный собор во имя Донской иконы Божией Матери. Сейчас это Малый  или Старый собор. В Смутное время Донской монастырь в Москве был разорен польскими войсками. Каменные стены и башни, напоминающие ограду  Новодевичьего монастыря, были возведены в 1686 году. В 1698 году был освящён новый величественный храм, также посвященный Донской иконе, — Большой собор, построенный с помощью царевны Екатерины Алексеевны. В 1745 году Донской монастырь был причислен к ставропигиальным, то есть подчиняющимся непосредственно патриарху. В то время это было крупное феодальное хозяйство. Формируется величественный комплекс обители. В 1713–1714 годах строится Тихвинская надвратная церковь. К середине 18 века завершается строительство  колокольни над западными воротами и архимандритских покоев. Сооружаются здание духовной семинарии и хозяйственные постройки.  А к 1798 году завершена церковь Александра Свирского. С конца 17 века Донской монастырь стал усыпальницей московской знати. В Сретенском храме находится усыпальница грузинских царей, в Михайловском храме — усыпальница кнн. Голицыных. Одно из печальных событий в жизни обители произошло в 1771 году во время Чумного бунта. Чтобы предотвратить распространение заразы, Архиепископ Авмросий велел убрать от Варварских ворот чудотворную икону, к которой прикладывались и больные и здоровые прихожане. За это толпа растерзала архиерея. По приказу Екатерины II зачинщики беспорядков были повешены на Красной площади.

В 1914 году был освящен храм на новой территории кладбища, примыкающей к обители. С 1922 года в обители находился под стражей Святейший Патриарх Всероссийский Тихон. В 1925 году после смерти в больнице он был похоронен в Малом соборе. В 1926 году обитель была закрыта, но монастырская жизнь шла до конца 1920-х гг. Затем здесь были открыты антирелигиозный музей, интернат и даже ферма. Храм Серафима Саровского и Анны Кашинской на новом кладбище был переоборудован в крематорий. На территорию обители свозились остатки сносимых московских храмов. Во время Великой Отечественной войны на средства верующих была построена целая танковая колонна из 40 единиц техники. При входе в обитель стоит танк Дмитрий Донской, пушка и БТРы. В Малом соборе богослужения возобновились в 1949 году.  В храме была устроена печь, которая и поныне используется для изготовления мира (ароматного масла  для помазания тела человека) для всей Русской Церкви. В ноябре 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче обители Московской Патриархии для размещения в нем резиденции Патриарха. Из-за смерти  Генерального секретаря это решение было приостановлено, а затем  Патриархии был отдан Даниловский монастырь. В 1991 году обитель была передана Московскому патриарху. Братия монастыря была малочисленна. 18 августа того же года был вновь освящён Большой собор. В 1992 году во время ремонта Малого собора после пожара было вскрыто захоронение Патриарха Тихона. Его мощи поместили в раку и позже перенесли в Большой собор.

1 сентября, в день празднования в честь Донской иконы Божией Матери, совершается Божественная литургия в Большом соборе. По традиции, в связи с праздником чудотворная Донская икона доставляется в обитель из Государственной Третьяковской галереи. С 2010 года праздник в честь Донской иконы Божией Матери по благословению Его Святейшества стал главным праздником российского казачества.

Некрополь

См. также: Категория:Похороненные в Новоспасском монастыре

В подклете Спасо-Преображенского собора похоронены бояре Захарьины-Кошкины, предки царского дома Романовых, их родственники князья Ситцкие, а также Черкасские, Ярославские, Оболенские, Троекуровы, Трубецкие, Нарышкины и другие представители высшей знати допетровского времени. Шедевром мемориальной скульптуры считался памятник на могиле В. Д. Новосильцева, выполненный по проекту В. И. Демут-Малиновского.

Стоящая рядом Знаменская церковь — родовая усыпальница графов Шереметевых, князей Куракиных и Лобановых-Ростовских. В 1742 г. в подклете ранее стоявшего на этом месте храма в присутствии императрицы Елизаветы был захоронен государственный канцлер А. М. Черкасский.

В пределах монастырских стен в XVIII—XIX веках сформировался некрополь с большим числом аристократических захоронений. Здесь были похоронены художник Ф. А. Рокотов, городской голова Н. А. Алексеев, историк П. П. Бекетов, театрал И. А. Гагарин, декабрист П. П. Титов.

Исторический интерес представляла могила иерея Петра Веньяминова, который не выдал сокровища монастыря солдатам наполеоновской армии и был убит французами. На его надгробии была выбита эпитафия: «Здесь скромно погребён служитель алтаря, герой, вкусивший смерть — за веру, за царя». Встречаются также утверждения, что именно на территории Новоспасского монастыря нашла последнее пристанище инокиня Досифея, бывшая княжна Тараканова.

В конце 1920-х годов, как и другие дворянские некрополи, кладбище Новоспасского монастыря было подвергнуто разгрому. Наиболее ценные с художественной точки зрения памятники были перевезены в Донской монастырь; некоторые из них позднее сдали в металлолом. Небольшое число сохранившихся надгробий сейчас выставлено на обозрение в монастырском дворе.

Усыпальница Романовых

Восстановленный крест-памятник, стоявший на месте убийства великого князя Сергея Александровича

Основная статья: Усыпальница Романовых

В подвальной части Спасо-Преображенского собора находится ряд могил, среди которых — погребения бояр Захарьиных-Романовых.

В 1497 или 1498 году здесь был погребён Василий Юрьевич Кошкин-Захарьин (сын боярина Юрия Захарьевича), в конце XVI века — Василий Юрьевич Захарьин (двоюродный брат Анастасии Романовой) и Никита Романович Юрьев-Захарьин (в монашестве Нифонт, отец патриарха Филарета). В 1607 году, в царствование Лжедмитрия, сюда были перенесены останки родных братьев патриарха Филарета, трое из которых скончались ранее в ссылках, пострадав во времена Бориса Годунова.

Также здесь захоронены Роман Юрьевич Захарьин (ум. 1543), давший имя всему роду Романовых, и мать первого царя этого рода инокиня Марфа (ум. 1631). В 1902 году усыпальница Романовых с церковью Святого Романа Сладкопевца была перестроена архитектором С. У. Соловьёвым.

После закрытия монастыря в 1918 году усыпальница была разорена, надгробия уничтожены, часть гробниц утрачена. Лишь некоторые останки были перенесены в подземную палату южной пристройки Архангельского собора. Усыпальница восстановлена в конце 1990-х годов; в ней воссоздан храм в честь преподобного Романа Сладкопевца, освящённый 10 марта 2002 года.

Литература

  • Артюшенко М. Московский Донской монастырь в Отечественную войну 1812 г // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». — 2016. — С. 35—50.
  • Владимирова Е. Великие храмы России. — М.: Эксмо, 2012. — 256 с. — ISBN 978-5-699-53662-7.
  • Донской монастырь: исторический очерк. — М.: Авиаиздат, 1997. — 20 с.
  • Каршилов Е. Донской монастырь. — М.: Донской ставропигиальный мужской монастырь УКИНО «Духовное преображение», 2012. — 94 с.
  • Никон (Головко), Божутина Т., Стародубцев О. Донской ставропигиальный мужской монастырь: путеводитель. — М.: Донской ставропигиальный мужской монастырь, 2014. — 32 с.
  • Погосбекян М. Донской монастырь: (Метод. рекомендации к экскурсии). — М., 1988. — 29 с.
  • Постернак О. Музейная деятельность на территории Донского монастыря в 1920-1930-е годы // Вест. Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2005. — № 4. — С. 114—132.
  • Сорок сороков. Кремль и монастыри / Под ред. П. Г. Паламарчука. — М.: Кром, 1992. — Т. 1. — 415 с.

Ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви

2 оценило

Донской монастырь — ставропигиальный (т.е. с самым высоким статусом) мужской монастырь РПЦ, ныне находится в черте Москвы.

На территории Донского монастыря

История Донского монастыря

Основателем Донского монастыря считается царь Федор Иванович.

История Донского монастыря берет свое начало со строительства миниатюрного собора, который получил название собора Донской Божией Матери (1591-1593).

Сегодня собор известен как Старый либо Малый Храм, а по внешнему виду напоминает приходскую церковь.

Посвящение собора связывают с периодом боев с татарами, в то время действовала походная церковь, имени Сергия Радонежского. В церкви находилась Донская икона Божией Матери, ее взяли из Благовещенского собора. Существует предание, что эта икона сопровождала Дмитрия Донского в период Куликовской битвы в 1380. Сообщается также, что собор был освящен в честь празднования Похвалы Пресвятой Богородицы, когда и произошла известная Куликовская битва.

Во время Смуты обитель разорили польские войска, после чего она длительное время была в запущенном состоянии. Когда царь Михаил Федорович и Алексей Михайлович восстановили Донской монастырь, он был частью пути царского молебена, через него шел крестный ход в направлении Саввино-Сторожевского монастыря. Благосостояние монастыря было не лучшим до 1670 года.

Состояние изменилось, когда к монастырю приписали рядом расположенные обители:

  • монастырь Шаровкин Успенский калужской епархии,
  • Жиздринский Троицкий монастырь,
  • Тихонова пустынь.

Царевна Екатерина Алексеевна провела реконструкцию в конце XVII в. Крупный храм был освящен в 1698 году, а в период 1686-1711 годы была построена стена с 12 башнями, после чего внешний вид ограды стал схож с Новодевичьим монастырем.

Согласно описи 1739 года Донской монастырь представляет собой крупное хозяйство, во владении имеется значительная территория и множество крепостных душ. В XVIII веке был создан комплекс монастыря, облик которого сохранился до нынешних дней. В 1713-1714 была построена Тихвинская надвратная церковь, колокольня закончена в 1753, она установлена над западными воротами. За пять лет 1745-1750 построили архимандритские покои. Была сооружена духовная семинария, конюшни и другие объекты. В 1780 стена Большого собора оформилась фресками, оформлением занимался итальянец Клаудио.

В 1771 году в результате трагических событий, известных как Чумной бунт, был убит архиепископ Авмросий — он приказал убрать икону от Варварских ворот, а толпа не признала таких действий архиерея и убила его.

В XIX веке монахи основали духовное училище при монастыре, где готовились кандидаты в будущие семинаристы. При монастыре работала иконописная палата им. Селезнева. В этот период расширялся монастырский некрополь. До революции монастырь имел первый класс ставропигиальной обители.

Монастырь после революции

В 1918 году монастырь был закрыт, однако монастырская жизнь не прекращалась до конца 1920-х годов, в 1929 году все монастырские храмы были закрыты для богослужения.

В советское время на территории Донского монастыря находилось хранилище: сюда были свезены фрагменты некоторых разрушенных московских храмов, а в 1964 году монастырь стал в филиалом Музея архитектуры им. Щусева.

В 1946 году возобновились богослужения в Малом соборе.

В 1991 году монастырь был возвращён церкви.

Башня ограды монастыря

Архитектурный ансамбль монастыря

В архитектурный ансамбль Донского монастыря входят:

  • Малый собор Донской Богоматери
  • Большой собор Донской Богоматери
  • Сретенский храм
  • Надвратная церковь Тихвинской Иконы Богоматери
  • Краснокирпичные стены и двенадцать башен ограды в стиле московского барокко
  • Больничная церковь Архангела Михаила
  • Колокольня Донского монастыря

Церкви, построенные в наше время:

  • Церковь Святителя Тихона (2000)
  • Церковь Георгия Победоносца (2000)
  • Церковь св. благоверного князя Александра Невского (2006)
  • Водосвятный колодец

Некрополь Донского монастыря

Некрополь на территории монастыря — это самое крупное сохранившееся в Москве дворянское кладбище XVIII—XIX веков, здесь проводятся экскурсии.

Церкви в некрополе

С конца XVIII по начало XX века в разных частях монастырского кладбища строились часовни или небольшие церкви на родовых усыпальницах:

  • Церковь Александра Свирского
  • Церковь Иоанна Златоуста и св. великомученицы Екатерины
  • Церковь Иоанна Лествичника
  • Россия
  • Москва

Святой узник

В 1918 году монастырь был официально закрыт, но монастырская жизнь в нем теплилась еще несколько лет, хотя на территории уже проводились антирелигиозные выставки и был открыт антирелигиозный музей.

В здании бывшей караульни, которая примыкает к северным вратам монастыря, с 1922 года содержался под стражей святитель Тихон, патриарх Московский. Почти до самой своей смерти он прожил в двух тесных кельях под постоянным присмотром комсомольцев. Выходя на монастырскую стену, святитель мог общаться с паствой, стоявшей внизу, через решетку ограды. На жизнь святителя неоднократно покушались. Во время одной из таких попыток, в 1924 году, был убит Яков Полозов, келейник Патриарха. Когда убийцы поднялись на стену, Яков вышел им навстречу и, приняв три пули, защитил патриарха ценой своей жизни. Святитель настоял на том, чтобы Полозова похоронили на территории монастыря. Его могила сейчас находится у южной стены Малого Донского собора.

Святитель Тихон скончался через полгода после этих событий, 7 апреля 1925 года, в больнице на Остоженке. Его последние слова: «Ночь будет темная, долгая… Долгая…» Патриарха-исповедника хоронила в Донском монастыре вся православная Москва. Но за 70 лет гонений место его захоронения было утеряно. Только через несколько лет после прославления святителя, в 1989 году, его нетленные мощи были обретены чудесным образом — захоронение обнаружили случайно во время ремонтных работ после пожара в Малом соборе. Сейчас рака с мощами святителя Тихона находится в Большом соборе, слева от Царских врат.

В домике, где жил святой патриарх, в его келье, планируется создание дома-музея. Уже сейчас в нем хранятся оставшееся нетленным облачение, в котором он был похоронен, фотографии, документы, личные вещи.

В монастыре создается музей патриарха Тихона. Уже сейчас в нем хранятся документы, фотографии, личные вещи патриарха. Открыть широкий доступ в музей пока нет возможности — у монастыря не хватает средств на покупку дорогостоящего музейного оборудования, которое могло бы помочь сохранить уникальные экспонаты. В 2011 году монастырю исполняется 420 лет. Возможно, найдутся благотворители, которые пожертвуют деньги на создание и открытие для посетителей музея свт. Тихона к этой дате. Полная комплектация музея оборудованием обойдется всего в 30 тыс. евро. Фото из архива музея: святитель Тихон в окопе во время Первой мировой войны

Некрополь

Похороны Александра Солженицына, 2008 год

Основная статья: Некрополь Донского монастыря

Некрополь русского дворянства и богатого купечества на территории монастыря — единственный в Москве, переживший без существенных потерь советское время. В нём похоронены писатели, поэты, архитекторы, учёные: Александо Сумароков, Михаил Херасков, Василий Пушкин, Пётр Чаадаев, Владимир Одоевский, Василий Майков, Осип Бове, Николай и Дмитрий Бантыш-Каменские, Василий Ключевский, Николай Жуковский и другие известные деятели. Уникальным надгробием барочного типа является саркофаг генерал-поручика Александра Брюса. Образцом надгробия позднего классицизма является памятник на могиле княжны Анны Петровны Кожуховой — «Скорбящий гений», выполненный из меди скульптором Иваном Мартосом.

К началу XX века монастырский некрополь был переполнен. Московские власти приняли решение отвести территорию к югу от монастыря под Новое Донское кладбище, захоронения на котором продолжались на протяжении почти всего XX столетия. На старом кладбище новые захоронения разрешены лишь в порядке исключения[источник не указан 56 дней].

В 2000-х годах в монастырском некрополе был перезахоронен прах выдающихся деятелей белой эмиграции: Ивана Шмелёва, Антона Деникина, Ивана Ильина, Владимира Каппеля. В 2008-м за алтарём храма Иоанна Лествичника похоронили писателя и общественного деятеля Александра Солженицына.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector