Польские татры. закопане. что посмотреть. отели

Достопримечательности Словакии

Спишская крепость

Спишская крепость — потрясающий замок 12 века, который считается одним из самых больших средневековых оборонительных сооружений в Европе (по площади). Он включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и расположен в восточной части страны недалеко от города Левоча. 

Левоча

Левоча — великолепный старинный город, исторический центр которого до сих пор окружён крепостными стенами, содержит множество памятников эпохи Средневековья, а также бесчисленное множество готических и ренессансных домов. Поэтому большая часть его средневекового ядра считается объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

Высокие Татры

Высокие Татры — самый высокий горный хребет в Словакии, который формирует её естественную границу с Польшей. Этот регион славится живописной природой, великолепными пейзажами и горнолыжными курортами.

Словацкий Карст. Пещера Домица

Словацкий Карст — национальный парк, включающий более 700 пещер и включённый в список объектов Всемирного наследия. Самой большой из них является пещера Домица. 

Замок Тренчин

Замок Тренчин — королевский замок, который является одним из крупнейших средневековых памятников в Словакии. Построен на вершине крутой скалы и имеет многовековую историю, которая восходит к 11 столетию.

Оравский замок

Оравский замок — суровая и величественная крепость, построенная на  высоком скалистом утесе над извилистой рекой Орава. Это один из самых красивых и хорошо сохранившихся средневековых замков в Словакии, построенный в 13 веке. 

Банска-Бистрица

Банска-Бистрица — исторический город с великолепным наследием, включающим старинные особняки, церкви и укрепления. Город окружён величественными Низкими Татрами, которые помогли ему стать популярным местом зимнего отдыха.

Бойницкий замок

Бойницкий замок — один из самых посещаемых и красивых замков не только в Словакии, но и в Центральной Европе. Построен на большой травертиновой скале на месте средневекового замка 11-го века. Текущее здание реконструировано в 19 веке по образцу романтических замков Луары в Центральной Франции.

Братиславский замок

Братиславский замок — великолепный памятник истории, который уже тысячу лет возвышается над столицей Словакии. Первые укрепления здесь возникли ещё в доисторическую эпоху и были построены кельтами. Крепость была основана славянами во времена Великой Моравии. Каменный дворец и церковь были построены на замковой горе в 11 веке. Через три столетия замок был перестроен в готическом стиле. В 16 — 17 веке это сооружение приобрело современные черты (в стиле ренессанса и барокко).

Любовенский замок

Любовенский замок — живописная крепость на известняковой скале, построенная на рубеже 13 — го и 14 — го веков. Это фортификационное сооружение стало частью системы пограничных замков на севере венгерского королевства

Помимо защиты польско-венгерской границы, его задачей было обеспечение безопасности важного торгового пути. Современный вид ренессансной крепости замок приобрёл в 16 веке

Чичманы

Чичманы — прекрасно сохранившаяся карпатская деревня, которая выглядит так же, как и сотни лет назад. Она полна черных деревянных домов, каждый из которых украшен сложными традиционными узорами, выполненными белой известковой краской. Первые упоминания о деревне датируются 13 веком, хотя большинство построек имеют возраст 200-300 лет. 

Собор св. Елизаветы

Собор св. Елизаветы — самая большая церковь в Словакии и самый восточный готический собор в Европе. Расположен в сердце Кошице и датируется 14 — 15 столетием. 

Как добраться.

Как всегда, самым удобным и быстрым видом транспорта будет конечно автомобиль. Я же здесь останавлюсь подробнее на общественном транспорте. Последним оптимальнее всего добираться из Кракова, который находится всего в 106 километрах от Закопане.

Самым популярным способом по этому маршруту является передвижение на автобусе. К плюсяам можно отнести частоту отправления — каждый час с утра до вечера. В пути данный вид транспорта находится 2 часа, стоимость проезда от 3 до 9 евро в переводе со злотых.

Есть также возможность попасть в Закопане из Кракова с помощью поезда. Железнодорожные составы в нужном направлении отправляются четыре раза в день. Время в пути 3 часа 12 минут. Стоимость билетов от 6 до 9 евро.

При желании можно заказать трансфер или воспользоваться такси. Если вы едете группой, то последние варианты становятся гораздо привлекательнее. Также не составит труда попасть в Закопане из Варшавы. Но в большинстве случаев предстоит пересадка в Кракове.

Практическая информация о Татрах

Вход в Национальный парк Татр платный – в начале основных маршрутов надо будет заплатить несколько польских злотых.

Походы, как правило, безопасны

Здесь нет отдаленных обширных территорий, но всегда нужна осторожность. Трассы хорошо обозначены, на тропах довольно много путешественников, большинство из которых дружелюбны и готовы помочь

Обязательно иметь карту . Ваши электронные устройства могут отказать,а бумажная карта всегда будет полезна в горах.

Погода очень непредсказуемая – обязательно иметь при себе несколько дополнительных предметов одежды, даже если солнечный день.

Хостелы в Татранском национальном парке очень популярны, и необходимо забронировать номер за несколько месяцев.

В начале основных маршрутов есть автостоянки и рестораны – в Татрах хорошо развита туристическая инфраструктура. Однако лучше быть в безопасности, чем потом сожалеть – возьмите с собой воду и закуски , даже если вы планируете поход всего на несколько часов.

Зимой тропы в более высоких местах становятся очень опасными. Есть риск схода лавин, а погода суровая. Зимние походы в Польше требуют более совершенного снаряжения и опыта.

Хорошо подготовьте свой рюкзак и помните обо всех необходимых вещах, необходимых для безопасного похода.

Блестящие идеи и создание концепции автомобилей TATRA

Спустя всего несколько лет после появления прообраза автомобиля, каким мы его знаем теперь, в 1897 году в Копршивнице был выпущен первый автомобиль «Президент». Фактически, всего лишь год разделяет создание первого в мире грузовика и выпуск первого грузовика на фабрике в Копршивнице (в 1898 году).

Очевидно, что производство предшественников автомобилей TATRA, именовавшихся в то время NW, всегда занимало лидирующие позиции. Вскоре был выпущен первый полноприводный тягач под названием Jaguar — первый в сегменте автомобилей, в котором TATRA впоследствии добьется международного признания.

Массовое производство грузовиков началось в середине 1920-х годов. Бренд TATRA появился на грузовиках еще до 1920 года. После некоторых преобразований в управлении компанией, вызванных изменением политической ситуации в Центральной Европе и созданием независимой Чехословакии, идейный вдохновитель компании, конструктор Ганс Ледвинка, подготовил всему миру сюрприз, сегодня известный нам под названием «концепция автомобиля TATRA».

В 1923 году была представлена новинка: шасси, состоящее из центральной несущей трубы, на которой установлен двигатель с непосредственным воздушным охлаждением и трансмиссия с независимыми качающимися полуосями. Годы производства автомобилей на основе такой концепции доказали ее эффективность. Постепенно эта концепция стала превалировать в конструкции специальных автомобилей, а позже — и более тяжелых внедорожных моделей.

Преобразование в чешскую государственную компанию

После 1918 года название компании в Копршивнице было изменено с Nesselsdorfer Wagenbau на Kopřivnická vozovka, a.s. В это время по требованию руководства Чехословакии штаб-квартира компании переехала из Вены в Прагу.

В 1919 году на автомобилях впервые появился бренд «TATRA». По стечению обстоятельств ими стали впервые (с 1914 года) массово выпускающиеся грузовики NW TL2 и NW TL4.

Компания не планировала расставаться с брендом Nesselsdorfer до 1926 года. К этому времени на протяжении вот уже трех лет автоиндустрия неизменно отдавала должное гениальной концепции хребтовой рамы, созданной Ледвинкой. В этом же году компания Kopřivnická vozovka, a.s. вошла в состав Ringhoffer Corporation. В 1936 году после объединения с пражским магнатом Рингхоффером была создана компания TATRA, a.s., двумя годами спустя переименованная в TATRA Werke AG.

После 1945 года все производственные процессы TATRA переместились на территорию Чехии. Было создано государственное предприятие TATRA, и его инженеры скрупулезно воссоздали конструкцию первых тяжелых грузовиков TATRA, разработанную в военное время, а также собственную разработку TATRA — дизельные двигатели с непосредственным воздушным охлаждением.

Отели на курортах и развлечения

Курорты горнолыжного региона Высокие Татры располагаются по большей части на южных склонах горного массива, где работают многочисленные отели, пансионаты, апартаменты разной ценовой категории. В Штребске Плесо лучшим отелем по праву считается Grand Hotel Kempinski High Tatras 5* (150 — 180 евро в сутки) на живописном берегу озера. Отличный уровень сервиса предлагает и Hotel Crocus 4* (около 100 евро в сути), Solisko 4 (55 — 70 евро) и недорогой Hotel FIS 3* (55 — 60 евро) на территории спортивного комплекса. В Татранске Ломнице представлен большой выбор бюджетных отелей, как, например, Morava 2* (90 евро за апартаменты на четырех человек) рядом с подъемниками

Из более комфортных гостиниц стоит обратить внимание на Grandhotel Praha 4* (90 — 123 евро) и Best Western Hotel Tulipan 4*. Одним из самых известных отелей Смоковцев является Bellevue в 700 метрах от подъемника (150 — 250 евро в сутки),в также Hotel Grand Stary Smokovec 4* (88 — 190 евро), Penzion & Restaurant Raimund 3* (50 — 83 евро), Villa Siesta 3*

Примерно за 40 — 50 евро можно снять номер в Penzion Jesensky и Penzion Strba.
Что касается развлечений в Высоких Татрах, то здесь гостям предлагаются самые разнообразные возможности для апре-ски. На курортах работают рестораны и бары, кинотеатр и боулинг, а также сауны, бассейны, спортивные корты и фитнес-залы. Одним из модных мест является музыкальный клуб «Гумно» в Татранске Ломнице, объединивший под одной крышей апре-ски бар, ресторан, диско-клуб и коктейль-бар. Из ресторанов стоит отметить современный Slalon club с открытой террасой прямо под склоном Interski в Штребске Плесо, а также заведении Bivac. На высоте 1 751 метр над уровнем моря расположился один из самых популярных ресторанов в Высоких Татрах Panorama, откуда открываются самые поразительные виды на скалы и самую крутую трассу. Необыкновенно стильным кафе является Dedo на Ломницком пике, второй по высоте вершине Словакии. При хорошей видимости из кафе видны Карпаты и ночные огни Кракова. 

В дневное время отдыхающие в Высоких Татрах могут отправиться на экскурсии по окрестностям горнолыжных курортов. Родителям с детьми будет интересно посетить аквапарк Аквасити в городе Попрад (Poprad), а также сходить в Музей Татранского национального парка. В 15-ти километрах от курорта Татранска Ломница в местечке Ждьяр (Zdiar) находится интересный заповедник деревянного зодчества. Самые яркие впечатления гарантированы от посещения Бельянской пещеры со сталактитами и сталагмитами. Помимо этого, с курортов можно отправиться на экскурсию в «замок привидений» Бойнице или Спишский средневековый замок 13-го века, а также съездить к термальным бассейнам в городок Врбов (Vrbov). Более того, из региона Высокие Татры удобно посещать национально-исторические памятники в городах Левоча и Кежмарок, а также сам город Попрад.

Грузовик, удостоенный памятника

TATRA 111 производился на протяжении следующих 16 лет, до 1962 года. Он в буквальном смысле перевез все материалы для фундамента строящегося нового общества, и не только в Чехословакии. Его популярность подтверждается тем фактом, что это единственный грузовик в мире, которому благодарные покупатели поставили памятник.

Не удивительно, что это произошло в Магадане, на Дальнем Востоке СССР. Едва ли многие теперь помнят, что, кроме этого, эволюционная модель Т 111 — тяжелый тягач Т 141 был установлен на пьедестал в Бановце-над-Бебравоу, Словакия.

Легендарные грузовики

Другой легендой, появившейся на дорогах в 1959 году (первый прототип был изготовлен в 1956), стал TATRA 138, развитие которого привело к созданию модельного ряда Т 148. Новый восьмицилиндровый двигатель, впоследствии модернизированный, синхронизированная трансмиссия TATRA-Synchro, межосевые дифференциалы, современная конструкция кабины и дизайн салона, а также множество других технических достижений и отличительных особенностей сделали TATRA весьма заметным автопроизводителем в это время.

В эти годы тяжелые грузовики TATRA экспортировались в 53 страны мира на пяти континентах. В конце 1960-х годов TATRA еще раз удивила мир необычной конструкцией, представив бескапотный грузовик Т 813 8х8 Kolos — первый четырехосный автомобиль TATRA, вновь оснащенный двенадцатицилиндровым дизельным двигателем с воздушным охлаждением собственной разработки компании, а также непревзойденной трансмиссией, позволявших использовать до двадцати передач переднего хода и четырех передач заднего хода.

После выпуска стотысячного Т 148 в 1982 году модельные линейки были объединены, и был представлен бескапотный Т 815. Кульминацией его развития стал выпуск версии с двигателем Евро 2.

Модели Trambus N 815 также очень важны для развития TATRA, поскольку в процессе работы над ними было принято решение о продолжении работы над двигателм V8 с непосредственным воздушным охлаждением, оснащенным турбонагнетателем и интеркулером, соответствующего экологическим требованиям от Евро 0 до Евро 5. Внеся незначительные конструктивные изменения, показатели мощности в 177 КВт и крутящего момента в 850 Нм удалось поднять до сегодняшних значений — 325 КВт и 2100 Нм.

Изменения в стратегии после 1989 года и проект LIWA

Изменения в политической и общественной жизни в 1989 году показали, что ориентация на единственный модельный ряд стала существенным препятствием на пути успешного коммерческого развития.

Проект LIWA, безусловно, стал поворотной точкой для TATRA. Основываясь на запросах конечных покупателей, был создан Т 816 8х8 с двигателем жидкостного охлаждения KHD Deutz и автоматической коробкой передач Twin Disc.

Выигрыш в конкурсе на поставку автомобилей для армии ОАЭ означал не только возможность изготовить и продать 1127 автомобилей за полтора года, но и олицетворял значительное достижение в производственной стратегии.

В 1999 году были представлены семейства моделей ARMAX и FORCE. Первой стала модель Т 815-2, получившая название TERRN 1, которая была разработана на основе гражданской модели 1997 года; в процессе так называемой милитаризации были подготовлены автомобили специального назначения. Модели FORCE — другого модельного ряда спецавтомобилей — были созданы на основе интеграции двигателей и трансмиссий сторонних производителей в оригинальную концепцию автомобилей TATRA.

Опыт использования двигателей с жидкостным охлаждением нашел отражение при создании аналогичной конструкции для гражданских версий TERRN 1. Модельный ряд гражданских Т 163 (Jamal, 1997 год) — автомобилей, впервые после долгого времени использования бескапотной компоновки, использующих капотную конструкцию — был создан для работы в самых тяжелых условиях бездорожья.

Горнолыжные курорты Низких Татр

В Национальном парке сразу несколько горнолыжных центров.  Самые крупные из них:

  • Ясна. Носит неофициальный титул самого лучшего горнолыжного курорта Восточной Европы. Расположен на склонах горы Хопок. Общая протяженность трасс – почти 50 километров. Есть маршруты для новичков и детей, так называемые зеленые трассы. Но есть и черные – для настоящих профи. К услугам гостей 23 подъемника. Подробней.
  • Тале. Этот горнолыжный курорт также находится на горе Хопок. Общая протяженность трасс более 20 километров. Это место пользуется популярностью у новичков и семейных пар, так как в Тале работает отличная школа горнолыжного спорта. Подробней.
  • Доновалы. Этот курорт находится недалеко от Банска-Быстрицы. Протяженность трасс – 11 километров, а старт начинается на высоте 950 метров. Особенно много едут туда с детьми, так как местные инструкторы специально обучены для работы с маленькими лыжниками. Подробней.
  • Ружомберок. Находится в окрестностях одноименного города. Протяженность трасс всего 8 километров. Зато одно из немногих мест, где есть ночное катание. Плюс, разрешены спуски на тюбингах. Подробней.

Но горные лыжи – не единственное развлечение зимой в Нижних Татрах. По склонам гор проложены специальные маршруты для беговых лыж. На озерах заливают катки. И все также популярны обычные пешие прогулки. Тем более что такие достопримечательности, как водопады, не замерзают. И зимой смотрятся особенно эффектно.

Флора

Gentiana punctata

В Татрах много разнообразных растений. Они являются домом для более 1000 видов сосудистых растений , около 450 мхов , 200 печеночников , 700 лишайников , 900 грибов и 70 плесневых грибов . В Татрах пять климато-растительных поясов.

Распространение растений зависит от высоты:

  • до 1300 м: буковый карпатский лес; кустарниковый ярус почти отсутствует , травянистый ярус занимает большую часть лесной подстилки
  • до 1550 м: Еловый лес; кустарниковый ярус развит слабо, мхи — основная составляющая
  • до 1800 м: горная сосна , многочисленные травы
  • до 2300 м: высокогорные луга
  • от 2300 м: Субнивийский — голые скалы и почти полное отсутствие растительности (в основном лишайники )

Contents

Горные лыжи

Идеально подойдет и новичкам и профи горнолыжный курорт Закопане. Здесь польские обычаи, специфические танцы и песни, национальные наряды, диалект и замысловатая оригинальная архитектура перекликаются и дополняют захватывающую природу «Польских Альп». Местные трассы подходят для лыжников любого уровня. Начинающих поставят на лыжи лучшие тренеры.

Из окрестностей попасть в Закопане можно по канатным дорогам. Самый большой район катания в Закопане — гора Каспровы Верх, вторая гора Губалувка расположена к северу от города, есть еще склоны Носаль (Nosal) и Поляна Шимошкова (Polana Szymoszkowa).

Климат

Заснеженные Татры в мае 2019 года.

Татры находятся в зоне умеренного климата в Центральной Европе . Они являются важным препятствием для движения воздушных масс. Их горный рельеф обуславливает один из самых разнообразных климатов в этом регионе.

Осадки

Наибольшее количество осадков зафиксировано на северных склонах. В июне и июле месячное количество осадков достигает около 250 мм (10 дюймов). Осадки выпадают от 215 до 228 дней в году. Грозы случаются в среднем 36 дней в году.

Снежный покров

Максимальная толщина на вершине составляет:

  • в Польше — Каспровы Верх: 355 см (140 дюймов)
  • в Словакии — Lomnický Štít : 410 см (161 дюйм )

Иногда вершины покрыты снегом или льдом в течение всего года. Часты лавины.

Температура

Экстремальные температуры колеблются от -40 ° C (-40 ° F) зимой до 33 ° C (91 ° F) в теплые месяцы. Температура также меняется в зависимости от высоты и солнечного света на данном склоне. Температура ниже 0 ° C (32 ° F) держится на вершинах 192 дня.

Ветры

Видимые эффекты шторма 2004 г. в Словакии

Средняя скорость ветра на вершинах — 6 м / с.

  • южные ветры с северной стороны
  • западные ветры у подножия Татр ( Орава- Новотаргская котловина)
  • foehn winds (польский: halny ) чаще всего случаются с октября по май. Они теплые и сухие и могут нанести большой ущерб.
  • Максимальная скорость ветра 288 км / ч (179 миль / ч) (6 мая 1968 г.).

19 ноября 2004 г. значительная часть лесов в южной словацкой части Высоких Татр была повреждена сильным ураганом . Было выкорчевано 3 миллиона кубометров деревьев, два человека погибли, несколько деревень были полностью вырублены. Дальнейший ущерб был нанесен последующим лесным пожаром , и потребуется много лет, чтобы полностью восстановить местную экологию .

Хребенок, водопады и долины Татр

Самый прямой и интересный горный маршрут пролегает по отмеченной синими указателями дорожке от гостиницы Grand Hotel в Стари-Смоковец на вершину горы Славковски штит (2452 метров) и обратно в течение девяти часов. Либо можно воспользоваться узкоколейным фуникулёром опять же от гостиницы (каждые полчаса) до Хребенок (высота 250 метров, 45 минут пешком) – одного из лыжных курортов на окраине соснового леса. Хорошая деревянная Bilikova chata находится в 5 минутах ходьбы от вершины фуникулёра, и даже если вы не будете там жить, можно отдохнуть и выпить на балконе.

Далее дорога идёт по лесу, сливаясь с двумя другими (из Татранска Лесны и Татранска Ломницы соответственно) перед Студеноводским водопадом, откуда начинаются маршруты походов. С правой развилки путь ведёт в Малую Студёную долину и затем зигзагообразно над зарослями деревьев к Teryho chata на берегу плеса Пять Спишских. Проследовав по эффектной тропе над Prieane до Zbojnicka chata, можно вернуться через долину Велька студена (восьмичасовой круговой маршрут от Хребенок).

Другой путь от левой развилки до Збойницкой хаты и далее до плеса Замрузнуте в тени горы Виходной Високой (2428 метров), отсюда всего полчаса ходьбы до озера, где открывается прекрасный вид на самую большую вершину Татр – гору Герлаховски штит (2655 метров). При недостатке времени или желания совершить поход можно просто насладиться сказочными видами по маршрутам канатных дорог (ежедневно 8.30-15.50/17.50; закрыт май-ноябрь) из Татранска Ломница до вершины Ломницки штита (2632 метра) – второго по величине пика.

Право собственности и приграничные споры

К концу Первой Польской республики граница с Венгерским королевством в Татрах точно не была определена. Татры превратились в безлюдную окраину. 20 ноября 1770 года под видом защиты от эпидемии чумы в Подолии , австрийская армия вошла в польскую землю и образовала санитарный кордон , захватывая Sądecczyzna , SPIS и Podhale . Два года спустя в результате Первого раздела Польши земли были переданы Австрии . В 1824 году регион Закопане и территория вокруг Морске Око были выкуплены у властей Австрийской империи венгром Эмануэлем Гомолаком. Когда в 1867 году была образована Австро-Венгрия , Татры стали естественной границей между двумя государствами двойной монархии, но сама граница до сих пор точно не определена. В 1889 году польский граф Владислав Замойский купил на аукционе Закопанский край вместе с территорией вокруг Морского око. Из-за многочисленных споров по поводу собственности на землю в конце 19 века были предприняты попытки делимитации границы . Они не были бесплодными до 1897 года, и дело было передано в международный суд , который определяется по 13 сентября 1902 года точный ход австро-венгерской границы в спорном районе.

Новый раунд пограничных споров между Польшей и Чехословакией началась сразу же после окончания Первой мировой войны , когда были созданы эти две страны. Среди прочих претензий Польша претендовала на владение значительной частью Спишского района. Эта претензия также включала дополнительные части Татр. После нескольких лет приграничных конфликтов в 1925 году был подписан первый договор (при содействии Лиги Наций ), в результате которого Польша получила небольшую самую северную часть Спишского региона, непосредственно за пределами (к северо-востоку от) Татр, таким образом не меняя границы в самих горах. Во время Второй мировой войны обе стороны конфликта неоднократно пытались занять больше земли, но окончательный договор, подписанный в 1958 году (действующий до настоящего времени), сохранил линию границы, согласованную в 1925 году.

Границы и походы

После распада Австрийской империи в 1918 году и образования Польши и Чехословакии Татры начали разделять международная граница. Это создавало значительные трудности для туристов, поскольку пересечение границы без прохождения официального пограничного пункта было незаконным, и в течение многих десятилетий на пограничном хребте не было пунктов пропуска для туристов. Ближайшими автомобильными пограничными переходами были Татранска Яворина — Лиса Поляна и Подспады — Юргув на востоке и Суха Гора — Хохолув на западе. Действительно, те, кто пересекал границу, часто подвергались штрафам или даже задержанию пограничной полицией обеих стран. С другой стороны, проницаемая граница в Татрах также активно использовалась для трансграничной контрабанды таких товаров, как алкоголь, табак, кофе и т. Д. Между Польшей и Чехословакией. Только в 1999 году, более чем через 80 лет после распада Австрийской империи, правительства Польши и Словакии подписали соглашение, определяющее несколько неукомплектованных персоналом пограничных переходов (только с нерегулярными выборочными проверками пограничной полицией) для туристов и велосипедистов на 444-километровой трассе. Словацко-польская граница. Один из таких пограничных переходов был создан в самих Татрах, на вершине пика Рысы . Тем не менее, было еще много других пиков и перевалов, где пешеходные тропы пересекали границу, но где пересечение оставалось незаконным. Эта ситуация окончательно улучшилась в 2007 году, когда обе страны вступили в Шенгенскую зону . С тех пор пересечение границы в любой точке является законным (т. Е. Никаких других официальных контрольно-пропускных пунктов назначено не было). Конечно, правила национальных парков по обе стороны границы по-прежнему применяются, и они ограничивают движение официальными пешеходными маршрутами и (особенно на словацкой стороне) требуют обширных сезонных закрытий для защиты дикой природы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector