Программа учебной дисциплины
Содержание:
- Содержание
- Team Photos[edit | edit source]
- Справочная информация
- Бизнес и финансы
- Отели рядом с Саламином (Саламисом) на Кипре
- Справочная информация
- Цели и особенности
- Отрасли и дисциплины
- Что такое лекция
- Курсы:
- Архивные документы
- Дополнительные составляющие компоненты У. Д.
- (У. Д.) Учебная дисциплина – это…
- Рекомендации по составлению расписания
- Учебная и научная дисциплины
- Справочная информация
- Задачи и цели учебной дисциплины
- Учебная и научная дисциплины
- Рестораны и бары
- Бизнес и финансы
- Учебный (академический) курс и предмет
- Предметы в 10-11 классах
- Какие предметы стоят в расписании учеников 5 классов
Содержание
Team Photos[edit | edit source]
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Отели рядом с Саламином (Саламисом) на Кипре
Посмотреть все отели (43)
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
Цели и особенности
Наукой называется совокупность систематических действий, направленных на получение и организацию знаний о различных типах явлений, их объяснение. Основная задача естествознания — сформулировать законы, способные предсказать происходящее в окружающем мире. Отсюда вытекает стремление учёных исключить неопределённости, упрощая изучаемые явления. Основные признаки, которыми характеризуются естественные науки, можно представить следующим списком:
- Детерминированность. Сосредоточение на причинно-следственных объяснениях.
- Широкое использование экспериментов и математических моделей.
- Преобладание количественных методов.
- Объективность. Убеждения исследователей имеют слабое или не оказывают вообще никакого влияния на процесс или выводы.
- Воспроизводимость и надёжность результатов.
- Возможность экспериментальной проверки или опровержения.
- Стремление к обнаружению более общих принципов устройства мира.
Развитие естественных наук тесно связано с технологическим прогрессом. Отсутствие тех или иных технических возможностей может быть непреодолимым препятствием для анализа природных явлений.
Например, без инструментов наблюдения, таких как телескоп и микроскоп, учёные не смогли бы провести важнейшие исследования в области астрономии и микробиологии.
Важно понимать, что знания об окружающем мире несовершенны и даже бывают довольно далеки от истины. Теории, на которых базируются естественные науки, представляют собой лишь объяснение какого-либо явления
В зависимости от того, в какой степени они согласуются с реальностью, определяется их качество.
Отрасли и дисциплины
Естествознание можно разделить на две большие группы: физические дисциплины и изучающие живые объекты. Их также можно классифицировать в зависимости от назначения. Так называемые чистые науки объясняют самые основные объекты и законы, их регулирующие.
Прикладные применяют фундаментальные теоретические знания для узких практических целей. Например, медицина ставит своей задачей излечение человеческих недугов на основе биологии.
Список естественных наук, которые считают основными, выглядит так:
- Физика. Фокусируется на свойствах и взаимодействии материи, энергии, пространства и времени. В общем рассматривается как фундаментальная система знаний, тесно связанная с математикой и логикой. Формулирование теорий о законах, управляющих Вселенной, характерно для этого комплекса естественных знаний с древних времён.
- Химия. В её интересы входит состав, структура и свойства веществ и изменение их результате реакций. Экспериментальная дисциплина, тесно связанная с остальной частью естествознания. Возникла из алхимии — сочетания эзотерики и физических экспериментов. Систематизация произошла после создания периодической таблицы и внедрения атомной теории вместе с разработкой исследователями фундаментального понимания форм материи.
- Биология. занимается изучением живых существ, их происхождения, эволюции и особенностей. Имеет дело с характеристиками и классификацией организмов, взаимодействием видов друг с другом и окружающей средой. Такие разделы, как ботаника, зоология и медицина, появились с первыми цивилизациями. Микробиология берёт начало с XVII века вместе с открытием микроскопа. Ключевые события в развитии науки связаны также с появлением теорий эволюции, применением методов, характерных для физики и химии на клеточном и молекулярном уровне. Делится на разделы в зависимости от масштаба изучения: жизни от молекулярной до экологии.
- География. Наука, описывающая происхождение, развитие и нынешнее состояние Земли. Объединяет комплекс методов познания о планете от картографии до метеопрогнозов. Включает в себя такие важные разделы, как океанография, геология, почвоведение, палеонтология. Хотя минералы и руды были предметами интереса на протяжении всей человеческой цивилизации, научное развитие знание о строении Земли приобрело лишь в XVIII веке.
- Астрономия. Учение о небесных телах, их движении и явлениях, с ними связанных. Одна из самых древних дисциплин. Использует в качестве инструмента понимания процессов в небе физику и математические методы. Граничит с философскими вопросами о происхождении и будущем Вселенной. Ключевой фактор развития — появление и совершенствование телескопов.
Многие достижения, определяющие современную цивилизацию, есть результат знаний и технологий, порождённых исследованиями в области естественных наук.
Прогресс естествознания позволил человечеству победить неизлечимые в прошлом болезни, извлечь из недр Земли необходимые ресурсы, обеспечить население продуктами питания и совершить научно-техническую революцию.
Предыдущая
ЕстествознаниеГеологические эры развития Земли в хронологическом порядке
Следующая
ЕстествознаниеВиды рудных полезных ископаемых, их применение и крупнейшие месторождения
Что такое лекция
Лекцией называется устное изложение информации, выстроенное по строго определенной логической структуре, подчиненной задаче максимально глубоко и понятно раскрыть заданную тематику. Основное предназначение лекции:
- помощь в освоении фундаментальных аспектов;
- упрощение процесса понимания научно-популярных проблем;
- распространение сведений о новых достижениях современной науки.
Функции лекционной подачи материала:
- информационная (сообщает нужные сведения);
- стимулирующая (вызывает интерес к предмету сообщения);
- воспитательная;
- развивающая (оценивает различные явления, активизирует умственную деятельность);
- ориентирующая (помогает составить представление о проблематике, литературных источниках);
- поясняющая (формирует базу научных понятий);
- убеждающая (подтверждает, приводит доказательства).
Нередко лекции являются единственно возможным способом обучения, например, если отсутствуют учебники по предмету.
Лекция позволяет раскрыть основные понятия и проблематику изучаемой области науки, дать учащимся представление о сути предмета, продемонстрировать взаимосвязь с другими смежными дисциплинами. Именно устное изложение материала является базой для дальнейшего использования таких форм учебных занятий, как семинары, практикумы, лабораторные работы, курсовые, дипломы и прочее.
Курсы:
Подготовительные курсыДистационное образование и курсыПодготовительные курсыДневные курсыВечерние курсыКонкурсы профессиональныеЗаочные конкурсыКурсовые работыПрограммы курсовКурсы МЭОКурсы лекцийДля студентов I курсаДля студентов II курсаДля студентов III курсаДля студентов IV курсаДля студентов V курсаДля студентов VI курса
Архивные документы
( )
1 … |
В блогах: |
Сведения об обеспеченности дисциплины учебно-методической литературойАнастейша Bastrakova Список преподавателей по дисциплинам 6 семестра 2014/15 учебного года направление «Менеджмент» (профильАлексей Акулов Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе профессиональной образовательной программыcountrytelecom Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе профессиональнойВиктория Жданова 22 февраля 2017 г. Расписание переаттестации учебных дисциплин для обучающихсяДмитрий Фридель |
Новые авторы: |
Нина Сидорова Константин Самойленко Кудлаева Жанна Майорова ГЛЕБОВСКИЙ Ленина Пермитина Ума Королевский Щекавский Амалия Васильевна Агата Мива Турвон Ященко |
1 … |
Дополнительные составляющие компоненты У. Д.
Помимо вышеперечисленных «трех китов», каждый академический предмет состоит из его языка, истории, фактов, теории, практического приложения и методов учебной дисциплины.
Язык У. Д. очень важен для ее освоения, поскольку он применяется и в научных дисциплинах (разница между этими понятиями — в пятом пункте). Так называется специфическая терминология данной отрасли. Ее составляющими являются не только специализированные термины, но и различные символы (чаще всего греческого или латинского происхождения), условные обозначения и сокращения, математический аппарат и подобное. В общем, все то, что используется в данной сфере помимо обычного языка.
Изучая историю У. Д., можно проследить, как она достигла современного уровня. Причем хронология ошибок или заблуждений иногда бывает не менее информативной и поучительной, нежели повествование о достижениях.
Ощутимая часть в учебном материале дисциплины отводится фактам. Информация о них приобретается с помощью наблюдения или экспериментальным путем
Важность фактического материала состоит в том, что они выступают в роли практических примеров, которые иллюстрируют теоретические данные. Именно они служат свидетельством важности существования данной дисциплины
Теоретическая база У. Д. основывается на утверждениях (постулатах). С их помощью происходит формирование модели действительности, которой присуще упрощение объективной реальности. Данный метод дает возможность теоретическим путем формулировать законы, отображающие связи между явлениями.
Свой выход в практику теории находят благодаря решению определенных задач на основе заданных алгоритмов.
Важная роль среди компонентов У. Д. принадлежит ее методам. Они делятся на две категории:
- Направленные на изучение непосредственно самого предмета как учебной дисциплины (дидактические).
- Нацеленные на развитие связанной с ней науки. Последние необходимы для получения экспериментальных данных, построения доказательств или отрицания теорий, решения практических задач.
(У. Д.) Учебная дисциплина – это…
Данным словосочетанием именуется систематизированная информация, навыки и умения, вычлененные из какой-то сферы (техника, искусство, наука, производственная деятельность и т.п.) с целью изучения ее в образовательном заведении.
Чтобы проще запомнить значение рассматриваемого понятия, стоит знать, что существительное «дисциплина», пришло в российский язык из латыни (disciplina) и в переводе обозначает «учение».
Если объяснять более простым языком, то учебная дисциплина – это определенный предмет, который изучается в школах или вузах. Например: математика, право, сопромат, информатика и другие.
Рекомендации по составлению расписания
Возникновение перегруженности и ее последствия может разглядеть только внимательный преподаватель. У наиболее подвижных ребят она проявляется в смене почерка и поведении. У большого количества обучающихся она выражается в физиологических реакциях организма. Например, потливости рук, покраснение лица, изменение частоты пульса, жалобы на головную боль и неприятные ощущения в животе.
Ученики младших классов, начинают проговаривать текст, стараясь тем самым заставить себя сконцентрироваться.
Умственная и эмоциональная перегруженность наступает и у учителей. При этом они переживают ее наиболее тяжело в отличие от детей, и восстановление происходит дольше, а это приводит к постоянному перенапряжению. Следовательно, причиной шума в классе может быть понижение степени трудоспособности, как учителя, так и ученика. Чтобы избежать таких результатов, нужно всего лишь правильно распределить нагрузку. Во избежание данной проблемы, необходимо рационально составлять расписание.
При создании такого расписания нужно учитывать следующие факты:
- трудоспособность (характеристика труда, т.е. качество и количество усвоенных знаний в определенное время), она зависит от возраста человека, его индивидуального биоритма, времени суток, дня недели, времени года и т.п.
- степень усталости зависит от социальных, психологических, биологических причин.
- правильное распределение учебной нагрузки по дням недели;
- чередование предметов разных видов деятельности;
- соблюдение гигиенических требований к расписанию уроков.
Расписание построено правильно, если:
- в школе существует единое расписание занятий первой и второй половины дня (для учеников и учителей);
- наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов приходится для 8-11 классов — на вторник, среду и четверг; для 1-7 классов на вторник и четверг (среда несколько облегченный день);
- в течение учебного дня чередуются уроки «трудные» и «облегченные»;
- уроки одного предмета чередуются с уроками другого предмета, а не сдвоены (исключение – модульная технология обучения);
- основные предметы для младших школьников проводятся на 2-3 уроках, для среднего и старшего возраста на 2-4 уроках;
- названия учебных предметов в расписании и учебном плане одинаковые.
Для наилучшего разделения нагрузки не допускаются:
- нулевые уроки;
- перерывы длительностью менее 10 мин;
- совмещенные уроки в 1-5 классах, превышающие по шкале трудности 8 баллов, если поурочное планирование не предусматривает вторым часом практическую или лабораторную работу;
- объединение в один день дисциплин, которые требуют большой домашней работы.
Учебная и научная дисциплины
Узнав ответ на основной вопрос «учебная дисциплина – это что такое?», стоит более внимательно рассмотреть связь изучаемого термина с таким понятием, как «научная дисциплина» (Н. Д.).
Так именуется основная форма организации определенной науки. Она объединяет на предметно-содержательной основе различные области научных знаний, а также сообщество ученых, занятых их производством, анализом и передачей обществу.
В сферу интересов Н.Д. также входят механизмы эволюции определенной научной отрасли как практической профессии.
Главное отличие между научной и учебной дисциплиной – в том, что первая из них ориентирована на ученых-исследователей, а вторая – на обучающихся (школьников, студентов).
При этом цель науки — выработка и систематизация объективных теоретических и апробированных на практике знаний. В свою очередь, У. Д. направлена на обучение этой информации школьников/студентов при помощи разнообразных методических приемов.
Несмотря на разную направленность, данные понятия тесно связаны между собою и часто пересекаются. Хотя на первый взгляд кажется, что Н. Д. первична, а У. Д. — вторична, на протяжении всей истории они постоянно переплетались и дополняли друг друга.
В качестве примера связи между рассматриваемыми явлениями можно привести знакомый всем школьникам раздел математики — геометрию. Она одновременно является и наукой, и учебной дисциплиной.
Как научная дисциплина геометрия занимается изучением пространственных структур и отношений, а также их обобщением.
На основе добытых учеными знаний в этой сфере был создан академический предмет — геометрия. Он призван развивать логическое, образное мышление у учащихся, формировать у них пространственные представления, а также развивать умения и навыки, необходимые для практической деятельности в будущем.
При этом часть людей, изучавших геометрию, в будущем становятся учеными, которые могут сделать новые открытия в этой сфере.
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
Задачи и цели учебной дисциплины
В общем, каждая У.Д. направлена на обучение новым знаниям, а также формирование у учащихся определенных практических навыков реализации полученной информации. То есть у любой учебной дисциплины – задачи и цели – это свод требований к результатам ее освоения.
При этом каждая отдельно взятая У. Д. имеет собственные цели и задачи, исходящие из ее специфики.
Например, при изучении дисциплины под названием «Всемирная история» перед учащимися ставятся такие задачи:
- рассмотреть основные этапы развития государств;
- сопоставить их социальные, экономические, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь.
Если же речь идет об изучении хронологии конкретной страны, то все вышеперечисленные задачи дополняются сравнением исторических процессов происходящих в ней, с теми событиями, что имели место в этот же период за ее пределами.
Что касается целей изучения У. Д. «Всемирная история», то они таковы:
- Усвоение приобретенной систематизированной информации об истории человеческой цивилизации.
- Стимулирование развития учащимися способностей осознавать историческую обусловленность явлений в мире, определять собственную позицию по отношению к прошлому и современной окружающей реальности и соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.
- Овладение умениями/навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
- Формирование способности рассматривать события/явления с точки зрения их исторической обусловленности. А также сопоставлять различные версии и оценки событий и деятельности выдающихся личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Если же рассматривается история родной страны, то все перечисленные цели будут адаптированы к ее хронологии. Кроме того, добавится еще одна — воспитание гражданского самосознания и активной позиции, национальной идентичности.
Учебная и научная дисциплины
Узнав ответ на основной вопрос «учебная дисциплина – это что такое?», стоит более внимательно рассмотреть связь изучаемого термина с таким понятием, как «научная дисциплина» (Н. Д.).
Так именуется основная форма организации определенной науки. Она объединяет на предметно-содержательной основе различные области научных знаний, а также сообщество ученых, занятых их производством, анализом и передачей обществу.
В сферу интересов Н.Д. также входят механизмы эволюции определенной научной отрасли как практической профессии.
Главное отличие между научной и учебной дисциплиной – в том, что первая из них ориентирована на ученых-исследователей, а вторая – на обучающихся (школьников, студентов).
При этом цель науки — выработка и систематизация объективных теоретических и апробированных на практике знаний. В свою очередь, У. Д. направлена на обучение этой информации школьников/студентов при помощи разнообразных методических приемов.
Несмотря на разную направленность, данные понятия тесно связаны между собою и часто пересекаются. Хотя на первый взгляд кажется, что Н. Д. первична, а У. Д. — вторична, на протяжении всей истории они постоянно переплетались и дополняли друг друга.
В качестве примера связи между рассматриваемыми явлениями можно привести знакомый всем школьникам раздел математики — геометрию. Она одновременно является и наукой, и учебной дисциплиной.
Как научная дисциплина геометрия занимается изучением пространственных структур и отношений, а также их обобщением.
На основе добытых учеными знаний в этой сфере был создан академический предмет — геометрия. Он призван развивать логическое, образное мышление у учащихся, формировать у них пространственные представления, а также развивать умения и навыки, необходимые для практической деятельности в будущем.
При этом часть людей, изучавших геометрию, в будущем становятся учеными, которые могут сделать новые открытия в этой сфере.
Рестораны и бары
- Stratigos
- Tsias
- Akti
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Учебный (академический) курс и предмет
Рассматриваемое понятие довольно близко связано с учебным предметом и учебным курсом.
Учебная дисциплина является синонимом первого из вышеперечисленных терминов, который также представляет собою педагогически адаптированную и систематизированную информацию, умения, а также навыки, демонстрирующие основную суть изучаемой науки.
Академическим курсом является структурная единица организации всего учебного и воспитательного процессов в вузе или школе в рамках конкретной дисциплины. Учебный курс начинают и заканчивают изучать на протяжении одного семестра, реже — нескольких лет.
Предметы в 10-11 классах
В последние два года обучения многие школьники уже выбрали будущую профессию и определились с тем, какие ЕГЭ они будут сдавать для поступления в вуз. Поэтому на заключительной образовательной ступени предусмотрено деление классов на профили: гуманитарный, естественнонаучный, физико-математический и т. п. Учебный план в старшей школе включает в себя обязательные предметы, которые изучаются на базовом или углубленном уровнях. Также есть дополнительные предметы, изучаемые по желанию. Будущий выпускник самостоятельно составляет оптимальную для себя схему обучения с учетом требований и стандартов, установленных Министерством образования.
Таким образом, более основательно изучаются те предметы, которые через пару лет понадобятся для освоения выбранной профессии.
Какие школьные предметы следует изучать углубленно
При поступлении на технические направления:
- алгебру
- геометрию
- физику
- информатику (ИКТ)
- русский язык
При поступлении на гуманитарные направления:
- русский язык
- литературу
- историю
- обществознание
- иностранный язык
При поступлении на естественнонаучные направления:
- химию
- биологию
- математику
- русский язык
Обязательное условие: при профильном разделении классов учебный план должен включать в себя не менее 3-4 предметов, изучаемых углубленно. Они должны относиться к профильной предметной области или смежной с ней.
И в заключении полный список названий всех школьных предметов для детей по алфавиту:
- алгебра;
- астрономия;
- биология;
- география;
- геометрия;
- естествознание;
- изобразительное искусство (рисование);
- иностранный язык;
- информатика (ИКТ);
- истоки;
- история;
- краеведение;
- литература;
- литературное чтение;
- математика;
- мировая художественная культура (МХК);
- музыка;
- начальная военная подготовка;
- общественно-полезный труд;
- обществознание;
- окружающий мир;
- основы безопасности жизнедеятельности;
- основы духовно-нравственных культур народов России;
- основы религиозных культур и светской этики;
- основы финансовой грамотности;
- основы экономики (экономика);
- проектирование;
- психотренинг;
- риторика;
- родная литература;
- родной язык;
- русский язык;
- статистика;
- технология (труд);
- физика;
- физическая культура;
- философия;
- химия;
- черчение;
- экология.
Какие предметы стоят в расписании учеников 5 классов
Пятый класс — это первый год пятилетней программы основного общего образования. В России существуют отдельные образовательные стандарты ФГОС для этого этапа. В них в том числе перечислены все обязательные предметы, которые должны стоять в расписании.
Во-первых, предмет “Литературное чтение” превращается в полноценную “Литературу”.
Во-вторых, общая дисциплина “Окружающий мир” теперь делится на несколько общественно- и естественнонаучных предметов: “История”, “География”, “Биология”.
Наконец, в некоторых школах в программе может появиться предмет “Второй иностранный язык”. Обычно он преподаётся там, где есть преподаватели второго языка. В своё время второй иностранный пытались вводить повсеместно, но из-за нехватки кадров уроки превращались в изучение культуры народа, язык которого предполагалось преподавать. Понятно, что это далеко от первоначальной идеи, и сейчас наличие этой дисциплины в расписании зависит от конкретной школы.
Полный список предметов, которые изучаются в 5 классах школ России в 2020-2021 учебном году, выглядит так:
- Русский язык.
- Литература.
- Родной язык и литература — не во всех школах.
- Иностранный язык.
- Второй иностранный язык — не во всех школах.
- Математика.
- История.
- География.
- Биология.
- Музыка.
- Изобразительное искусство.
- Технология.
- Физическая культура.
В расписании могут стоять и другие предметы, введённые самой школой. Для этого ФГОС отдаёт несколько часов в неделю под программу, которая формируется учебным заведением. Как поступать с этими часами, решает руководство — могут более глубоко изучаться какие-то дисциплины из числа основных, вводиться дополнительные учебные курсы, проводиться классные часы и т.д.