-->

Соборы лондона

Уникальность положения

Если посмотреть на карту Лондона, то окажется, что Саутваркский собор находится почти напротив Тауэра — только на другой стороне реки

И это важно — насколько благополучным был Сити, настолько нищим и криминальным был район напротив него на другой стороне Темзы. Правый берег Темзы многие столетия считался самым скверным местом в стране, и ситуация изменилась только лет 80 назад

Поэтому с 15 по 19 век собор был приходской церковью для очень пестрой смеси людей: в его приходскую зону попадали одновременно Тауэр с двором и королевской семьей и портовый район на правом берегу реки с иностранными матросами, нищими, бродягами и актерами.

Строительство современного Собора святого Павла

В период Реформации (вторая четверть XVI века) в Старом соборе прекращаются службы. Имущество аббатства изымают в пользу королевской казны. Внутреннее убранство уничтожено, церковная утварь разграблена. Попадание молнии в шпиль (произошло в 1561 году) жители Лондона восприняли как знак свыше. Поэтому упадок Старого католического собора был неминуем, его ускорили, разобрав кирпичную кладку на строительство дворца лорда Кромвеля.
1630-тые.

Новой англиканской церкви требуется символ веры. К полуразрушенному нефу пристраивают западный фасад в классическом стиле. Привлеченный епископатом математик Кристофер Рен в июле 1668 подает первый проект, призванный “возвеличить славу города и нации”, но предложение было отклонено. Одобрение получил только третий вариант 1675 года.

Введя королевский налог на уголь, власти призывают вольнонаемно осваивать каменоломни о. Портленд (север Ла-Манша).

Узкий перешеек между островом и Британией быстро превратили в насыпной мол. Рукотворный перешеек стал путем поставки самого прочного на островах известняка. Из портландского камня изготавливали капители, тела колонн, оконные проемы, ниши, массивные балки архитравов, блоки фундамента. Этот же камень использован для облицовки. Пригодился он и для резьбы большинства скульптур Нового Собора им. святого апостола Павла.

Через 19 лет после освящения начались службы. Последний фрагмент был положен в октябре 1708-го. Еще через 3 года – официальное объявление о полном завершении строительства. Последним этапом отделочных работ по экстерьеру считается установка скульптур парапета (1720-тые г.г.). Внутренняя отделка собора продолжась ещё два столетия.

Сохранились имена мастеров: Френсис Берд (вырезал барельеф фронтона, купель, скульптуры святых и ангелов), Гринлинг Гиббонс работал над деревянными изваяниями хоров, купол расписывал Джеймс Торнхилл, ковкой занимался Жан Тиху, мозаики “парусов” между арками спроектировал сэр Уильям Ричмонд, алтарь, люстры – работа Стивена Бауэра и Готфреда Аллена.

История создания

Итак, мнения расходятся: по одним данным, собор основан как часть женского монастыря в 606 г. — вскоре после крещения Англии, по другим — в 9 столетии как мужской монастырь, но доказательств нет ни у той, ни у другой стороны. Это вызвано тем, что здание тех времен не уцелело, а сносить собор, чтобы провести раскопки под ним, никто не даст. Тем не менее снаружи от собора раскопки все же проводились — насколько возможно, не повредив здание, и вокруг собора оказался еще римский тротуар, а на нем — англо-саксонский фундамент. Но был ли уже на этом фундаменте собор или стояло что-то другое — никто не знает.

Первое точное и официальное упоминание о соборе относится к Domesday Book («Книге Конца Света») — первой в Британии официальной переписи населения, составленной в 1086 г. сразу после захвата страны норманнами — Вильгельм Завоеватель хотел знать, что, собственно, захватил.

Церковью долго управляли каноники (некоторые части здания той эпохи уцелели, в том числе одно витражное окно), пока в 12 веке вокруг нее не создали августинианский монастырь под управлением епископа Винчестерского, который успешно существовал до Реформации. Тогда же и была построена основная часть того здания, что мы видим сейчас.

Во время Реформации король Генрих VIII — тот самый, что имел скверную привычку казнить своих жен, — после конфликта с церковью закрыл монастыри и конфисковал их собственность в пользу короны, то есть на тот момент — себя. Аббатство и собор в 1540 г. тоже перешли в собственность короны, монастырь закрыли, а церковь вскоре сделали приходской. Она работала так до 1905 г., когда из нее сделали кафедральный собор, каковым она является и сейчас.

Достопримечательности Кафедрального Собора Св. Павла – что посмотреть?

Главная и самая широко известная достопримечательность собора – купол, возвышающийся на окруженном многочисленными колоннами барабане. Внешне он напоминает купол Собора Св. Петра (Рим, Ватикан), уменьшенный в диаметре до 32 м. Однако в конструктивном плане он существенно отличается, поскольку является двойным. Верхний купол рассчитан на внешнее обозрение и воздействие, поэтому покрыт свинцовыми защитными пластинами (это покрытие по сути можно считать третьим ярусом купола) и закреплен на скрытом от глаз кирпичном конусе. Под ним находится второй, внутренний купол, имеющий отверстие по центру для проникновения внутрь света. Внутренняя часть купола покрыта росписями Джеймса Торнхилла из жизни апостола Павла.

Уже более 300 лет возвышается над лондонской застройкой купол этого собора, продолжая и сегодня оставаться одним из самых высоких во всем мире. Но не только в этом причина того, что Собор Св. Павла стал одной из самых известных и узнаваемых достопримечательностей столицы Великобритании. Это становится понятным при более близком рассмотрении собора снаружи и изнутри.

Фасад собора

К куполу собора ведет высокая лестница из 530 ступенек, начинающаяся в восточном углу его южного крыла. Преодолев из них первые 259, вы попадете в «Галерею Шепота», названную так из-за производимого там звукового эффекта. Уникальная акустика галереи позволяет слышать шепот на расстоянии 32 м (именно такое расстояние между двумя противоположными стенами зала). Еще 119 ступенек вверх – и вы в «Каменной галерее», открывающей с высоты превосходные панорамные виды Лондона. Те, кто сумеет преодолеть последние 152 ступеньки, смогут попасть в наиболее высоко расположенное место собора – «Золотую галерею» и посмотреть на Лондон оттуда, с высоты в 85 м.

Интерьер собора оформлен довольно сдержанно, в полном соответствии с традициями англиканской церкви. Здесь вы не встретите столько декоративного антуража, как в крупных католических храмах. Зато архитектурные формы, линии, детали, их исполнение – поистине великолепны. Очень ценными с художественной точки зрения элементами являются здесь ажурные кованые решетки и другие декоративные элементы из металла, созданные Жаном Тижу. Украшенные резьбой деревянные скамьи в хоре, выполненные рукой известного английского мастера по дереву Гринлинга Гиббонса. Специально изготовленный для этого собора в 1694 году орган, который и сегодня считается одним из наилучших в Англии.

Вид собора в ночной иллюминации

Во внутреннем оформлении стоит также упомянуть превосходную резьбу по камню, великолепие балюстрад, картину Холмана Ханта «Светоч миру», скульптуру Генри Мура «Мать и дитя» и некоторые другие произведения. Для того чтобы лишить собор присущей ему холодности и строгости интерьера, в 19 веке его дополнительно украсили мозаичными панно на хорах, весьма органично вписавшимися в шедевр Рена. Но все они меркнут перед великолепием памятников, которые можно увидеть на крипте собора.

Крипта Собора Св. Павла является местом последнего пристанища многих выдающихся граждан страны. Здесь расположено более 200 надгробий и превосходных высокохудожественных памятников, погребены такие люди, как Уинстон Черчилль, адмирал Нельсон, лорд Веллингтон, художники Генри Мур, Джозеф Тернер, Джошуа Рейнолдс, поэт Джон Донн, Александр Флеминг, Лоуренс Аравийский, а также многие-многие другие. В том числе и сам создатель этого грандиозного сооружения – Кристофер Рен, чью могилу вместо памятника украшает эпитафия, гласящая, что тем, кто ищет здесь памятник, стоит просто оглядеться вокруг. Надгробным памятником автору служит его главное произведение – Собор Святого Павла.

Купол собора

Стоит также упомянуть, что в Соборе Св. Павла, являющемся духовным центром Лондона, проходят очень многие значимые для столицы и всей страны в целом события – похороны премьер-министра Уинстона Черчилля и лорда Веллингтона, юбилей королевы Виктории, венчание принца Чарльза и Дианы Спенсер и др. Совсем недавно – 17 апреля 2013 года – в Соборе Святого Павла состоялось прощание с Маргарет Тэтчер, первой и пока единственной в истории Великобритании женщиной премьер-министром.

Интерьер

Старый собор Святого Павла на карте «Медная плита» 1550-х годов.

Готовый собор средневековья славился красотой своего внутреннего убранства. Каноник Уильям Бенхам писал в 1902 году: «У него не было конкурентов в Англии, можно сказать, можно сказать в Европе».

Ступица s длина»было особенно заметно, с Норманом трифория и сводчатым потолком . Длина принесла ему прозвище « прогулка Пола ». Витражи собора считались лучшими в стране, а окно Rose в восточном конце было особенно изысканным. Поэт Джеффри Чосер использовал окна в качестве метафоры в « Рассказе Миллера » из «Кентерберийских рассказов» , зная, что другие лондонцы того времени поймут это сравнение:

С момента постройки собора до его разрушения святыня Эркенвальд была популярным местом паломничества. При епископе Морисе сообщения о чудесах, приписываемых святыне, увеличивались, и святыня привлекала тысячи паломников. Аллитерационная среднеанглийская поэма « Св. Эркенвальд» (иногда приписываемая « Жемчужному поэту », ок. 14) начинается с описания строительства собора, в котором здание упоминается как «Нью-Верке».

Святыню украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. В 1339 году три лондонских ювелира работали на целый год, чтобы восстановить святыню по более высоким стандартам. Уильям Дагдейл записал, что храм имел пирамидальную форму с алтарным столом, помещенным впереди для приношений.

Гравюра нефа собора Вацлава Холлара » Прогулка Павла «

Монархи и другие знатные люди часто посещали собор, и суд иногда проводил там заседания. В здании также произошло несколько инцидентов. В 1191 году, когда король Ричард I находился в Палестине, его брат Джон созвал епископский совет в соборе Святого Павла, чтобы осудить Вильгельма де Лоншана , епископа Эли, которому Ричард доверил правительственные дела, в государственной измене.

Позже в том же году Уильям Фитц Осберн выступил с речью против притеснения бедных на Кресте Пола и спровоцировал бунт, в результате которого в собор вторглись, остановленные по призыву Хьюберта Уолтера , архиепископа Кентерберийского. Осберн забаррикадировался в Сент-Мэри-ле-Боу и был казнен, после чего крест Павла молчал много лет.

Артур, принц Уэльский , сын Генриха VII , женился на Катарине Арагонской в соборе Святого Павла 14 ноября 1501 года. Летописцы подробно описывают украшения собора и города по этому поводу. Артур умер пять месяцев спустя, в возрасте 15 лет, и брак позже оказался спорным во время правления его брата Генриха VIII .

Перед похоронами в Вестминстерском аббатстве несколько королей Средневековья , в том числе Ричард II , Генрих VI и Генрих VII, пребывали в государстве в соборе Святого Павла . В случае с Ричардом II демонстрация его тела в таком публичном месте должна была развеять слухи о том, что он не умер. Стены были выложены гробницами епископов и знати. Помимо святыни Эркенвальда, внутри были похоронены два англосаксонских короля: Себби , король восточных саксов , и Этельред Неготовый .

У ряда фигур, таких как Джон Гонт, 1-й герцог Ланкастер и Джон де Бошан, 1-й барон Бошам де Варвик, были построены особенно большие памятники внутри собора, а в здании позже были гробницы королевского министра Николаса Бэкона и сэра Филипа Сидни , и Джон Донн . Памятник Донну пережил пожар 1666 года и выставлен в нынешнем здании.

Архитектура

Собор Св. Павла в Лондоне в отношении архитектурной композиции и стиля представляет собой уникальное сооружение. Он не повторяет ни один из храмов мира, хотя и задумывался как символ противостояния англиканской церкви римско-католическому миру, о чём косвенно свидетельствует и «перекличка» имён святых покровителей римского и лондонского храмов. Архитектурный стиль собора атрибутируют как «барочный классицизм». Создатель храма, сэр Кристофер Рен, в Италии не был и считал себя продолжателем традиций французского зодчества. В созданном им оригинальном стиле Рен пытался соединить особенности средневекового романо-готического строительства и элементы французского классицизма «большого стиля» эпохи Людовика XIV. В 1665 году он посетил Францию. В Париже встречался с Ж. Ардуэн Мансаром и Дж. Л. Бернини. Рен, по его словам, привёз в Лондон большое количество гравюр с изображением «величественных французских зданий, орнаментов и гротесков, в которых французы превзошли даже итальянцев».

Король Карл II, при котором началось строительство храма, скончался в 1685 году и основное строительство велось при королеве Анне (1702—1707). Поэтому и архитектурный стиль того времени, в котором соединились классицистические и барочные влияния, в английской историографии часто именуют стилем королевы Анны. В процессе проектирования Рен взял за основу так называемую французскую схему: тип крестово-купольного храма, «греческие» портики, но по-барочному двухэтажные, со сдвоенными колоннами, «готические» башни по сторонам главного фасада и «римский купол». Всё это архитектор смешал, как он сам определил, «для разнообразия». Купол с крестом достигает высоты 111 м (высота креста ватиканского храма 142 м). Собор имеет нартекс с двумя симметричными капеллами по сторонам и тройной неф. Трансепт завершён полукружиями капелл. Огромное средокрестие венчается куполом, внутреннюю поверхность которого Рен предполагал украсить мозаиками, но в итоге купол расписал техникой гризайль академический живописец Джеймс Торнхилл(1716—1719). Восемь композиций изображают эпизоды из жизни Св. Апостола Павла.

Сэр Кристофер Рен, после своей кончины в 1723 году по древней традиции удостоился чести быть захороненным в построенном им соборе. Краткая эпитафия на надгробной плите гласит: «Si Monumentum requiris, circumspice!» (Если ищешь монумент — оглянись!).

О месте Собор Святого Павла

Непостоянность постройки
Собор Святого Павла представляет собой классический англиканский собор, расположенный практически на самой высокой точке холма Лудгейт. Изначально строительство храма было посвящено апостолу Павлу, однако с течением времени оно перешло во владения местного епископа. Стоит отметить, что на месте современного Собора Святого Павла в разные временные периоды обосновывалось пять соборов. Что касается первоначальной постройки, то она была возведена еще в 604 году и состояла в большей степени из дерева, что и повлекло ее скорое разрушение (пожар в 675 году). Следующий, возведенный в 685 году на этом месте храм, состоял из камня, однако просуществовал он недолго, так как был разрушен викингами в 961 году. Третий по счету собор построен был в 962 году, его возвели также из камня, но большой пожар 1087 года не пощадил строение и сильно его повредил. Четвертый каменный собор даже сегодня считается одним из самых крупных соборов в Европе, его освятили еще в 1240 году. Однако в 1666 году храм Старый Сент-Пол практически полностью сгорел во время Великого Лондонского пожара. Поэтому местное правительство приняло решение на месте уничтоженного храма возвести новый, более крепкий собор. Благодаря этому решению туристы с разных городов мира могут увидеть сегодняшний пятый Собор Святого Павла, стоит отметить, что здание практически не было затронуто временем и хорошо сохранилось до наших дней.История строительства
Тот Собор Святого Павла, который можно лицезреть и сегодня, строился примерно в 1675 — 1708 годах, руководителем проекта был архитектор Кристофер Рен. Кстати решение об утверждении и принятии проекта архитектора властями было подписано только с третьего раза. Скорее всего, государственной элите пришлись по вкусу внушительные размеры храма и две башни-звонницы

Сегодня внимание посетителей зачастую задерживает на себе украшающий собор красивый купол, который по своим очертаниями схож с куполами римской базилики Святого Петра и куполом Исаакиевского собора, расположенного в Санкт-Петербурге. Стоит отметить что службы, начавшиеся в соборе 2 декабря 1697 года, предшествовали официальной дате открытия храма, назначенной на 20 октября 1708 года – на день рождения архитектора Рена, которому тогда исполнялось 76 лет.Особенности храма
Как и большинство старинных сооружений, собор имеет ряд особенностей, он оснащен 17 колоколами, а под его куполом размещены 3 знаменитые галереи, красиво названные шепчущей, каменной и золотой

Самая интересная, размещенная на внутренней части купола, – шепчущая галерея – названа так из-за своей акустики: шепот, издаваемый человеком в одном конце помещения прекрасно слышен в другом конце, причем автором галереи эти особенности не были предусмотрены. Данное помещение красиво украшено фресками Джеймса Торнхилла, с изображениями сцен из жизни Святого Павла. В соборе хранится прах известных англичан: Кристофера Рена, адмирала Нельсона, герцога Веллингтона, сэра Александра Флеминга. Кроме того в здании храма раньше венчались представители лондонской аристократии, особое место среди которых занимает церемония венчания принца Чарльза и принцессы Дианы, прошедшая в 1981 году. Стоит отметить, что сегодня здесь проходят концерты духовной музыки, а сам собор Святого Павла является одним из самых восхитительных строений эпохи Возрождения в мире.

Описание Базилики Святого Павла

Главному входу в базилику Сан Паоло фуори ле Мура предшествует внутренний двор, окруженный четырехсторонним портиком, состоящий из 150 колонн, который был реализован по проекту Луиджи Полетти. Верхняя часть фасада базилики декорирована мозаикой, выполненной по рисункам Филиппо Агрикола и Никола Консони по мотивам мозаики X века, украшавшей сооружение до пожара.

Верхняя часть фасада Базилики украшена позолоченной мозаикой

Медальоны, украшающие входную группу квадропортика, изображают двенадцать апостолов. В центральной части двора установлена мраморная скульптура Святого Павла, изготовленная Джузеппе Обичи.

Святой Павел. Скульптура Джузеппе Обичи

Входная группа храма состоит из пяти порталов. Центральные врата, являющиеся самыми крупными, были возведены в 1931 году Антонио Мараини. Изображения, украсившие бронзовое дверное полотно, представляют эпизоды из жизни апостолов Петра и Павла.

Один из порталов Базилики Святого Павла

Базилика Сан Паоло в плане представляет собой латинский крест. Центральная часть храма разделена четырьмя рядами гранитных колонн на пять нефов. Стены здания, также как и его пол, облицованы мраморными плитами, образовывая простые геометрические рисунки.

Базилика Святого Павла в Риме. Интерьер

Наиболее интересным декоративным элементом базилики является ряд медальонов с изображением всех понтификов, начиная от Святого Петра и заканчивая Папой Франциском.

Медальоны с портретами 236 понтификов украшают внутренний периметр в верхней части базилики

Портреты выполнены в виде мозаик. В верхней части центрального нефа находятся фрески второй половины XIX века, представляющие эпизоды из жизни Святого Павла.

Фрески с изображением эпизодов из жизни Святого Павла

Триумфальная арка, отделяющая центральный неф от трансепта, декорирована мозаиками V века. После пожара 1823 года мозаика была демонтирована, реконструирована и впоследствии возвращена на прежнее место. В центральной части композиции помещено изображение Иисуса Пантократора (или «Спаса Вседержателя»), по бокам от него – символы Евангелистов: крылатый телец Луки, ангел Матфея, орел Иоанна и лев Марка. Ниже по обеим сторонам арки представлены изображения двадцати четырех мужчин, еще ниже на синем фоне – фигуры Петра и Павла.

Триумфальная арка базилики

Фрески, украшающие стены трансепта, продолжают цикл с историями из жизни апостола Павла. Два боковых алтаря, изготовленные из малахита в неоклассическом стиле, были подарены храму русским царем Николаем I.

В центральной части трансепта находится киворий, покрывающий главный алтарь. Это великолепная работа Арнольфо ди Камбио. Киворий, выполненный из мрамора во второй половине XIII века, представляет собой прекрасный образец готического стиля.

Киворий в Базилике Святого Павла в Риме

Нижняя часть кивория и гробница Святого Павла под главным алтарем

По счастливой случайности апсидная часть церкви Сан Паоло не слишком пострадала во время пожара. Ее золотые мозаики были реализованы в период понтификата Онория III в первой половине XIII века мастерами, принимавшими участие в декоративном убранстве базилики Сан Марко в Венеции.

Апсида Базилика Святого Павла

Изображение Спасителя, держащего в руке отрытую книгу, помещено между фигурами святых: Петра, Павла, Андрея и Луки. Справа у ног Христа можно заметить маленькую фигуру понтифика Онория III. В нижнем ряду в центральной части находится крест, по обеим сторонам которого расположены ангелы и фигуры христианских святых.

Базилика Святого Павла. Апсида

Археологические раскопки, начавшиеся в 2002г. в базилике Святого Павла, подтвердили наличие захоронения под главным алтарем храма. С помощью зонда, введенного сквозь мельчайшее отверстие гробницы, в найденном саркофаге исследователями были обнаружены золотые предметы и истлевшая драгоценная ткань. Результаты химических анализов, выявившие наличие ладана, известковых и белковых соединений, с большой долей вероятности подтвердили, что в захоронении находятся останки человека, жившего в I-II веках н.э. В июне 2009г. понтифик Бенедикт XVI публично объявил о найденных останках Святого Павла.

Литература

  • Atkinson, Frank (1985), St Paul’s and the City, Park Lane Press, London: Michael Joseph, ISBN 978-0-7181-2629-2 — With numerous photographic plates, both in colour, and black and white).
  • Hood, Frederic (1967), The Chapel of the Most Excellent Order of the British Empire — With a foreword by Prince Philip. It contains 65 pages of mainly colour plates on glossy paper relating to St Paul’s Cathedral and is a republished section of the book published by the Oxford University Press.
  • Owen, James (2010), Danger UXB, Little, Brown, ISBN 978-1-4087-0255-0 — contains a chapter on St Paul’s in wartime and the unexploded bomb which closed it
  • Tatton-Brown, Tim & Crook, John (2002), The English Cathedral, New Holland Publishers, ISBN 978-1-84330-120-2
  • Burman, Peter (1987), St. Paul’s Cathedral, Bell & Hyman, ISBN 978-0713526172

Западный фасад

Проект не предполагал на западном фасада башен. Идея возникла уже в ходе строительства. Одна из башен украшена часами. Механизм часов до 1969 года запускался вручную. Здесь же находится лестница в библиотеку, названа архитектором Реном геометрической (она не витая). По этой лестнице поднимаются в Часовню всех Душ.

Классический портик Западного фасада не обычен своей двухъярусностью. Второе, не менее оригинальное решение для фасада — спаренные колонны. Утончение плюс множественность — прием, позволивший при соблюдении необходимых масс сделать фасад визуально легким, наполненным светом и с богатой игрой теней.

Пышным гирляндам над оконными проёмами вторит фигуративные изображения фронтона (торцевого треугольника крыши), а также ниш с барельефами. Статуи апостолов, чаши у башенок, карнизы с четким ритмом триглифов создают выразительный светотеневой рисунок и запоминающийся силуэт фасада.

Крипта

В соборе есть внушительных размеров крипта (по-другому, усыпальница). В ней расположено примерно 200 памятников. Она является одновременно часовней Превосходнейшего ордена Британской империи и сокровищницей. В соборе не так много сокровищ: большинство из них было утеряно, а при главном ограблении, произошедшем в 1810 году, были украдены почти все оставшиеся драгоценные артефакты.

Кристофер Рен стал первым, кто был здесь похоронен (1723 год).

На территории собора захоронены многие великие британцы: Адмирал Нельсон, герцог Веллингтон, победивший Наполеона, Александр Флеминг, известный ученый-бактериолог. Многие памятники посвящены британским военным. В частности, там захоронены военнослужащие, которые погибли в боях. Например, во время войны в Персидском заливе.

В южном трансепте располагаются специальные монументы, посвященные лорду Нельсону, а в северном проходе — графу Веллингтонскому. Оба героя похоронены тут. Также здесь хранится память о поэтах, художниках, священнослужителях и жителях местного прихода. Кроме этого, в церкви находятся записи о епископах и церковных служителях. В этом месте проводилось множество похорон знаменитостей, включая похороны Горация Нельсона герцога Веллингтона, сэра Уинстона Черчилля и Джорджа Мэллори.

Практическая информация

Туристы не слишком часто туда ездят, а зря: это интереснейшее здание, которое стоит увидеть, особенно если вы любите средневековую архитектуру и готику.

Собор славится своим органом и еще более знаменитым хором, можно прийти на концерт, афиша есть на официальном сайте собора. Вокруг разбит небольшой, но очень приятный сад.

Собор открыт с 9:00 до 18:00 с понедельника по пятницу и с 10:00 до 18:00 в субботу и воскресенье.

Нужно учесть, что собор действующий и во время служб осмотреть его нельзя. Службы идут ежедневно с утра, поэтому лучше приходить после обеда. В воскресенье службы идут почти весь день, также собор может быть закрыт для церемоний.

В соборе есть учебный центр, туалеты и кафе во внутреннем дворе. За право снимать внутри собора нужно заплатить 2 GBP за каждую фотокамеру и 5 GBP за каждую видеокамеру.

Вход бесплатный для всех, кто пришел индивидуально, а не с группой, но иногда просят пожертвование — кто сколько даст, обычно в таких случаях дают 2 GBP с человека.

Добраться на метро несложно — ближайшая станция называется London Bridge, от нее до собора всего 5 минут пешком.

Адрес: London, SE1 9DA, Southwark Cathedral.

Саутваркский собор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector