Монастырь панагия сумела

Современная обитель в Верия

В 1930 году, стараниями Элефтериоса Венизелоса, в рамках развития греко-турецких отношений, турецкий премьер-министр Исмет Инёню посетил Афины, и согласился на то, чтобы греческая делегация прибыла в Понт, чтобы получить реликвии православия и эллинизма.

В 1930 году живы были только 2 монаха старого исторического монастыря. Дряхлый Иеремия (Iερεμίας) в Лагада Салоник (Λαγκαδάς Θεσσαλονίκης), который отказался поехать, потому что ноги его не подчинялись ему, или потому что он не хотел вновь пережить те кошмарные сцены турецкого варварства, и красавец, энергичный и живучий Амвросий Сумэльётис (Aμβρόσιος Σουμελιώτης), главный в церкви Святого Ферапонта (Aγίους Θεράποντας) в Салоникском районе Тумба (Tούμπα Θεσσαλονίκης). От Иеремии Амвросий узнал о склепе, где хранились реликвии. 14-го октября Амвросий, с рекомендательным документом турецкого посольства, поехал в Константинополь (Kωνσταντινούπολη) и оттуда в Трапезунд (Tραπεζούντα), с назначением Панагия Сумэла. Несколько дней спустя он вернулся в Афины, не только с атрибутами эллинского православия, но и с самим Понтом, как написал тогдашний депутат правительства Венизэлу, Леонид Иасонидис (Λεωνίδας Iασωνίδης): «В Греции жили Понтийцы, но не жил Понт. С иконой Панагии Сумела прибыл и Понт». Икона осталась на 20 лет в Византийском музее Афин. Первым Леонид Иасонидис предложил в 1931 году повторную интронизацию иконы Сумелы в какой-нибудь район Греции. И в 1951 году Филон Ктэнидис (Φίλων Kτενίδης) из понтийского Кромни воплотил в жизнь мечту всех Понтийцев, основав новую Панагию Сумелу на склонах гор у Кастаньи близ Верии (Καστανιά Βέροιας).

Иераполис (Памуккале)


Иераполис

Сегодня Памуккале стал одним из центров туризма в Турции. Мало кто знает, что раньше курортная слава сопровождала город и в древности. Тогда он назывался Иераполисом, что в переводе на русский язык означает «священный город». Вряд ли язычники могли подумать о том, что впоследствии место действительно станет священным для православных христиан. Ведь именно в Иераполисе в 80 году был казнен апостол Филипп. Историки разнятся в выводах о смерти святого: одни считают, что проповедника обезглавили, другие уверены, что распяли на кресте.

Но для нас важными становятся как пребывание ученика Христова в Иераполисе, так и его героическая гибель за веру в Бога в этом местечке. Похоронили апостола здесь же. После смерти тело Филиппа предали земле, а над могилой построили гробницу. Со временем культовое сооружение обветшало и ушло под землю.Но в 2011 году археологи обнаружили святыню. Свидетельством подлинности стали надписи на стенах гробницы, посвященные святому апостолу. И теперь христиане со всего мира могут посетить Памуккале и поклониться Филиппу. Кроме могилы апостола территория сохранила и остатки древнего Иераполиса, поэтому Вам будет на что посмотреть. Будете в Турции – обязательно загляните в Памуккале.

Рекомендации по посещению монастыря Панагия Сумела

Если у вас нет машины, то добраться из Трабзона до Панагия Сумела можно тремя способами: на такси от стоянки с надписью «Sumela Manastiri’na» в южной части Ataturk Alani; на долмуши до монастыря Сумела, конечная остановка которых находится рядом со стоянкой такси, и с экскурсией, которая начинается в 10.00 и организуется местными туристическими фирмами Afacan и Usta. Экскурсия стоит 30 лир с человека за место в микроавтобусе и вам придётся самостоятельно оплачивать входной билет.

Акведук и лестница монастыря

Приличное расстояние, частые оползни на шоссе и остановка в чайной приводят к тому, что дорога туда и обратно обычно занимает около 2,5 часов. Примерно столько же понадобится для осмотра руин. Если ехать на машине, то от пересечения на побережье трасс 010 и Е-97/885 в 3,5 километрах к востоку от Трабзона до Панагия Сумела останется ещё 43 километра. Через 26 километров сверните с шоссе Е-97/885, которое ведёт к Мачке, на дорогу, пролегающую по долине Алтындере.

Вход в монастырь Сумела

Подъезд к Сумеле отличается необыкновенной красотой. Поднимаясь вверх, вы видите, как вам навстречу спускаются густые ельники и практически постоянно нависающие над местными горами не менее плотные облака. В редких случаях можно различить выцветшие до белого монастырские стены, возвышающиеся над деревьями на высоте 1200 метров над уровнем моря. С долиной монастырь связывает скользкий деревянный настил (30 минут пешком).

Экскурсия в монастыре Сумела

Если вы на машине, то можете попробовать подняться по крутой, когда-то мощённой 3,5-километровой дороге (автобусы по ней не ходят), которая поднимается из долины на уровень монастыря. Парковка, на которую вы можете встать, используется группой местных реставраторов. От неё до монастыря 10 минут пешком. Есть и третий путь через заброшенную часовню, по которому надо сначала проехать 1 километр по бетонной дороге, а потом по деревянному мосту через речку. Недалеко от монастыря эта дорога сливается с дорогой номер два.

Входной билет в монастырь

Гостиницы и рестораны возле монастыря Панагия Сумела

Kayalar Turistik Dinlenme Tesisleri в 3 километрах от билетной кассы монастыря представляет собой прекрасную альтернативу гостиницам Трабзона. Во всех номерах этого очаровательного старинного здания – деревянные полы, балконы и раковины (а в некоторых ванные), есть несколько многокомнатных семейных номеров и рыбный ресторан, в котором подают выведенную на местной ферме форель. Окрестности монастыря Панагия Сумела объявлены национальным парком (въезд на его территорию на машине стоит 8 лир) с площадкой для пикников, закусочной Cardak и рестораном Sumela Sosyal Tesisleri.

Ресторан при монастыре Сумела

Данный ресторан превосходным назвать нельзя: мешают хаотичное обслуживание, высокие цены и обязательные 10% чаевых за обслуживание, однако он отличается отличным месторасположением и хорошей кухней с такими национальными блюдами, как лахана сармасы (фаршированные молодые листья капусты). В долине Алтындере также имеются простые, но привлекательные бунгало за 15 € с человека. Дальше вниз по течению находится несколько рыбных ферм, a ресторан Sumela Ciftlik в 2 километрах за Мачкой предлагает неплохие мезе и рыбу.

Монастырь Панагия Сумела на карте Турции

Церковь Христа Спасителя в полях (Стамбул)


Церковь Христа Спасителя в полях

Еще один островок Византии в столице Турции – монастырь в Хоре. В наши дни от обители сохранился лишь храм Христа, но и эта базилика заслуживает внимания паломников, да и просто ценителей искусства. Монастырь появился в XI веке, перенес землетрясение и нашествие османов. В 1453 году в храме Христа Спасителя находилась икона Богородицы «Одигитрия».

Стены и купола церкви расписаны в древневизантийском стиле. Сегодня это церковное искусство удалось сохранить благодаря организации в стенах храма музея. Посетители могут полюбоваться на сохранившиеся и отреставрированные фрески с изображением учителей Церкви и евангельских сюжетов.

История

Основание монастыря приписывается монаху Варнаве (меж 375 до 395 годами), а восстановление Святому Софронию после разрушительного набега агарян (арабов) в VI веке.

В византийскую эру монастырь воспользовался доброжелательностью нескольких поколений царей и стал самым влиятельным и богатым на местности Понта в эру Трапезундская империя (1204—1461 годы). После падения последней все привилегии были доказаны султаном Селимом и всеми следующими османскими правителями.

Большего расцвета монастырь достигнул в XVIII—XIX веках.

После выселения греческого православного населения Анатолии в рамках греко-турецкого обмена населения в согласовании с положениями Лозаннской конференции, монашеская жизнь в Панагия Смогла пресеклась. Реликвии монастыря, в том числе чудотворная икона Панагия Смогла, были поначалу сохранены от утраты понтийскими греками, а позднее, в 1930 году, перевезены в Грецию, где пребывают в новеньком монастыре Панагии Смогла близ городка Верия в Македонии.

В протяжении нескольких веков монастырь Панагия Смогла был святыней не только лишь для понтийских греков, да и христианства всего мира, но турецкие власти очень воинственно относились к православному паломничеству. В первый раз оно стало вероятным исключительно в 2007 году. 22 ноября 2009 года в Москве свершилась встреча Председателя Величавого Государственного Собрания Турции Мехмета Али Шахина с Иваном Саввиди, координатором межпарламентской депутатской группы по связям с Парламентом Греческой Республики, депутатом Гос Думы РФ, в процессе которой также дискуссировался вопрос паломничества, также инцидент, случившийся 15 августа 2009 года, когда в аэропорту городка Трабзон православных священников принудили снять священническую одежку и кресты, типо по указанию властей.

В 2010 году Министерство культуры Турции по требованию Вселенского патриарха отдало согласие на проведение в монастыре Панагия Смогла первого с 1922 года богослужения. 15 августа 2010 года, в денек Успения Пресвятой Богородицы, Вселенский Патриарх Варфоломей I возглавил литургию в монастыре при стечении нескольких сотен паломников из различных государств.

Статьи из раздела Египет

Скиафос — Вангелистрия тон Спорадон

Окруженный богатой растительностью общежительный монастырь Благовещения Богородицы (Монастири тис Евангелистриас или Вангелистриас, как его называют жители Скиафоса), находится под самой высокой вершиной острова Скиафоса — Карафлидзанака, в Агальяно, в начале русла потока Лехуниу, рядом с его ручьями.

Возведение монастыря началось в 1794 году небольшой группой монахов движения «Колливадон», вынужденных покинуть Святую Гору в связи с разгоревшимися тогда спорами по поводу дня проведения поминок: в субботу, а не в воскресенье — на основе возвращения к старым церковным традициям.

Сегодня 15 августа сюда стекаются тысячи паломников. Накануне празднования Успения Богородицы ночью из храма, в атмосфере благочестия и в сопровождении хвалебных песен, поющихся в честь Богородицы всеми жителями Скиафоса, выносится Гроб Панагии. Это один из обычаев, который в наши дни редко где сохранился.

Праздники в честь Богородицы в монастыре проходят два раза в год: 25 марта — в День Благовещения и 15 августа — в праздник Успения Богородицы.

История Сумельского монастыря

Как уже говорилось выше, монастырь на горе Мела еще до окончания своего строительства стал местом поклонения православных христиан. Однако история показывает, что монахам, все же, приходилось переживать набеги варваров и вандалов. Благодаря тому, что три церкви, служебные помещения и гостиницы для паломников располагались в труднодоступном месте, грабежи, хоть и нечасто, но случались. До наших дней дошло свидетельство о разбойном нападении на Сумельльский монастырь в конце VI века. Тогда практически все ценности из монастыря были вывезены вандалами, чудом уцелела только икона, написанная Святым Лукой, и некоторые другие священные предметы. Чудом…, а как же может быть иначе, если речь идет о чудотворной иконе? Впрочем, для разбойников всегда представлял интерес благородный металл, все остальное они считали не заслуживающим внимания. Уже в 644-м году в Монастырь Панагия Сумела пришли новые монахи, которые за рекордно короткие сроки возродили его и сделали пригодным для посещения паломниками.

Наибольшего расцвета монастырь, высеченный в скале горы Мела, достиг во времена правления великой династии Комнинов. Они имели безграничную власть не только над Трапезундом, но и в определенные промежутки времени над всей огромной византийской империей. Каждый правитель из этой династии считал своим долгом покровительствовать монастырю, в котором хранилась священная реликвия, написанная свидетелем земной жизни Иисуса Христа, и который ежедневно посещали многочисленные паломники из дальних земель.

Огромный вклад в развитие и процветание Сумельского монастыря внес Иоанн II, его сын, внук и правнук. По указанию царя, монастырю были дарованы 24 деревни и около 40 небольших поселений, доходы от которых направлялись монахами на возведение крепостных стен, монашеских келий и других построек. Кроме этого, монастырь получил от правнука Ионна II, правившего с 1349 по 1390 год, почти 1370 (!) привилегий. Монахи не забыли эту щедрость и прямо над входом в главный храм поместили стихотворение, в котором прославлялись деяния Алексея III и его бесценный вклад в распространение по миру православной веры. Кстати, это стихотворение можно было различить до XVII века, потом время навсегда стерло его с меловой скалы.

Удивительно, но даже после того, как Трапезунд и, прилегающие к нему земли, перешли в состав Османской империи, православный храм продолжал процветать и пользоваться огромной властью. Один из султанов подписал указ, в котором говорилось, что монахи и Сумельского монастыря, в котором хранится святыня православного мира Панагия Сумела, имеют право на полную свободу и на привилегии, предоставленные им еще во времена династии Комнинов. Более того, султан Селим I и все его потомки, которые, естественно, исповедовали ислам, постоянно одаривали монастырь и даже покрыли купол главного храма медью. Внук Селима I решил, что медь – недостаточно благородный материал для такого святого места и распорядился поменять ее на чистейшее серебро.

Просто не поддается объяснению, чем руководствовались правители Османской империи, когда проявляли такую заботу о храме, который не имел никакого отношения к их вере. Правда, монахи упросили султана отказаться от покрытия крыши серебром: они попросту боялись, что такое несметное богатство рано или поздно искусит разбойников на нападение.

Процветание Сумельского монастыря, который находится на территории современной Турции, продолжалось до 19-го века! Вселенский патриархат в 1863-м году полностью лишает монастырь Панагия Сумела всех его владений и привилегий. Паломники, которые поклонялись иконе, написанной Святым Лукой, встретили с неодобрением этот указ и патриархат, опасаясь бурных протестов, в спешке отменяет свое решение. Однако через 39 лет выходит новый указ, который в итоге стал окончательным. Для Сумельского монастыря наступили трудные времена: во время кровопролитных сражений Первой мировой войны все монахи покинули стены некогда могущественного и влиятельного православного храма. Обезумевшие от ярости турки ворвались в храм: они, забыв о том, что даже во времена Османской империи монастырь пользовался уважением, стали разбивать все, что только было возможно. Практически полностью были уничтожены настенные росписи, а на тех изображениях, которые не удавалось стереть, святым выбивали глаза.

Храм святой Софии (Изник)


Храм святой Софии

С древней Никеей связано немало страниц христианской истории, но, к сожалению, из памятников материальной культуры до наших дней дошли немногие объекты. Одним из них смело можно считать храм святой Софии. Церковь считается старейшей на территории Византии. Возможно, сохранность здания обусловлена и тем знаменательным событием, которое произошло в стенах храма в 787 году. Тогда в Никее собрался Вселенский собор с целью осуждения ереси иконоборчества.

К сожалению, в наши дни храм перестал действовать. Базилика переносила войны, запустения, пребывания музея в своих стенах и даже была мечетью. К слову, молитвенным местом для мусульман церковь святой Софии является и в наши дни. Но это не мешает туристам и паломникам посетить Изник и полюбоваться древней постройкой.

Однажды Византийская империи пала, и былое величие христианского государства кануло в лету. Причиной падения страны-исполина стала духовная деградация. Из истории мы знаем немало случаев, когда бедствия посылаются Богом на народы с целью отрезвить их от опьянения грехами. Чтобы не оказаться накрытым скорбями и бедствиями, необходимо регулярно молиться, как о том заповедует Священное Писание.

Вы можете обратиться к Богу и Его святым с молитвой и попросить помощи себе и ближним. Пусть Господь сохранит Вас и Ваши семьи от всякого зла, нужды, бедствий и потрясений. Подать записку на молебен Господу нашему Иисусу Христу можно здесь.

Нисирос — Панагия Спилиани (Панагия Пещерница)

На острове Нисирос праздник Успения Богородицы длится несколько дней, куда съезжаются жители со всех островов Додеканеса.

Праздник начинается ещё с 6 августа — в день Преображения Спасителя, когда здесь отмечают Ньямеро Панагии. Обычай этот посвящен женщинам.

Главную роль в религиозном ритуале исполняют женщины, одетые в черное. Это так называемые Энньямеритиссес — женщины, отданные на служение Богородице.

Они располагаются в монастыре Панагии Спилиани (Панагии Пещерницы), который находится в Замке Иппотон (рыцарей), преклоняются перед ней и начинают чистить помещения, а также священные сосуды.

В действительности проводятся два параллельных религиозных ритуала: официальный (церковный), совершаемый священниками, и неофициальный — со жрицами Энньямеритиссес, следующих строгому посту, которые отбивают 300 поклонов в день и поют псалмы.

15 августа, сразу по завершении литургии, священники совершают Крестовый ход с иконой Панагии — до самой деревни, чтобы благословить праздник. С другой стороны торжественной процессии, шагая впереди и открывая путь священной иконе, идут Энньямеритиссес, держа в руках подносы с кутьей.

Праздник начинается в тот момент, когда икона достигает деревни — с местного танца «купас».

История

Основание монастыря приписывается монаху Варнаве (между 375 до 395 годами), а восстановление Святому Софронию после разрушительного набега агарян (арабов) в VI веке.

В византийскую эпоху монастырь пользовался благосклонностью нескольких поколений императоров и стал самым влиятельным и богатым на территории Понта в эпоху Трапезундская империя (1204—1461 годы). После падения последней все привилегии были подтверждены султаном Селимом и всеми последующими османскими правителями.

Наибольшего расцвета монастырь достиг в XVIII—XIX веках.

После выселения греческого православного населения Анатолии в рамках греко-турецкого обмена населения в соответствии с положениями Лозаннской конференции, монашеская жизнь в Панагия Сумела пресеклась. Реликвии монастыря, в том числе чудотворная икона Панагия Сумела, были сначала спасены от потери понтийскими греками, а позже, в 1930 году, перевезены в Грецию, где пребывают в новом монастыре Панагии Сумела близ города Верия в Македонии.

На протяжении нескольких веков монастырь Панагия Сумела был святыней не только для понтийских греков, но и христианства всего мира, однако турецкие власти крайне враждебно относились к православному паломничеству. Впервые оно стало возможным только в 2007 году.22 ноября 2009 года в Москве состоялась встреча Председателя Великого Национального Собрания Турции Мехмета Али Шахина с Иваном Саввиди, координатором межпарламентской депутатской группы по связям с Парламентом Греческой Республики, депутатом Государственной Думы РФ, в ходе которой также обсуждался вопрос паломничества, а также инцидент, случившийся 15 августа 2009 года, когда в аэропорту города Трабзон православных священников заставили снять священническую одежду и кресты, якобы по указанию властей.

В 2010 году Министерство культуры Турции по просьбе Вселенского патриарха дало согласие на проведение в монастыре Панагия Сумела первого с 1922 года богослужения. 15 августа 2010 года, в день Успения Пресвятой Богородицы, Вселенский Патриарх Варфоломей I возглавил литургию в монастыре при стечении нескольких сотен паломников из разных стран.

В сентябре 2015 года Монастырь закрыт для посетителей ввиду начала производства восстановительных работ. Приблизительный срок работ — один год.

Историческая справка

После кончины Святого Луки икона Панагия Сумела долгое время бережно оберегалась греками, заключившими святыню в церковь в городе Фивы. В период правления Феодосия I одному священнослужителю из Афин явилась Божья матерь, призвавшая его и племянника посвятить свою жизнь монашеству. Затем, взяв новые имена Варнавий и Софроний, по велению Богородицы они отправились в храм Фивы, рассказывали местным священникам о случившемся откровении, после чего служители отдают им икону. Далее вместе с чудотворным ликом они направились на восток к горе Мела, где в 386 году возвели монастырь.

Зная, в чем помогает икона Панагия Сумела и какие чудесные исцеления она являет, монастырь начали активно посещать паломники из европейских государств еще до окончания его строительства. Несмотря на большую известность и труднодоступность церкви, ее несколько раз пытались разграбить вандалы. Крупнейший урон был нанесен обители в конце 6 столетия, когда мародеры расхитили большую часть святынь, но иконе Богородицы все же удалось уцелеть. В середине 7 века монастырь полностью восстановили и в него снова вернулись многочисленные паломники.

Во времена Трапезундской империи (греческое православное государство, образовавшееся после распада Византии) монастырь Панагия Сумела переживал свой наивысший расцвет. В период с 13 по 15 вв. каждый правитель покровительствовал храму, расширяя его владения и наделяя новыми полномочиями. Даже с приходом в Черноморский регион османских завоевателей монастырь Панагия Сумела получал многочисленные привилегии от турецких падишахов и считался почти неприкосновенным. Так продолжалось вплоть до начала 20 столетия.

А после началась Первая мировая война, монахи покинули монастырь, который впоследствии разграбили турецкие вандалы. Были разрушены почти все настенные росписи, многим святым ликам выбили глаза. Но одному монаху все-таки удалось спрятать икону: служитель успел зарыть ее в землю. Лишь в 1923 году святыню откопали и вывезли в Грецию, где она хранится и по сей день. Сегодня монастырь не действует, но многих гостей Турции это не останавливает, и они с большим интересом изучают исторический православный комплекс.

Аморгос — Панагия Хозовьотисса

На острове Аморгос на высоте 300 метров, прямо на краю обрыва господствует исторический монастырь Панагии Хозовьотиссы.

Согласно надписи, сохранившейся в монастыре, он был построен в 1088 году византийским императором Алексием I Комниным.

По поводу того, как попала икона на остров, до наших дней сохранилось два предания. Первое из них гласит, что икона была найдена в одной из лодок в том месте, где сегодня стоит монастырь. Говорят, что икону в лодку положила некая благочестивая женщина из города Хозова, находящегося в Палестине, чтобы спасти её от рук иконоборцев.

Вторая версия говорит о том, что чудотворную икону принесли на остров монахи из монастыря Ходзева, расположенного в Иерихоне в Палестине, чтобы убежать от преследований иконоборцев.

Пересекая Кипр, монахи попали в руки грабителей, которые, осквернив икону, разломали её надвое и выбросили в море. Две половинки иконы чудесным образом достигли острова Аморгос, прибившись к самому подножию скалы, где они чудным образом склеились в единое целое, без видимого следа на месте излома.

Есть и такие, кто считает, что два кусочка иконы были склеены монахами, которые, продолжив свой путь, достигли Аморгоса и построили там монастырь в указанном им Панагией месте. Свидетелем этому служит долото, которое веками была втиснуто в скалу (упало в 1952 году).

Царские гробницы Саламина

В отличие от «царских гробниц» Пафоса, здесь действительно хоронили тогдашних правителей. Но не только их, конечно. Большое пространство, которое открывается по левую руку после поворота к монастырю св. Варнавы − это и есть «кладбище» Саламина. Хотя эти захоронения представляют больше археологическую ценность, чем экскурсионную (что в переводе означает, что организованные экскурсии здесь не останавливаются), тем не менее мы решили поисследовать и эту местность. В процессе изучения стало понятно, что место ещё известно как тюрьма святой Екатерины («St Catherine’s Prison»). Но обо всём по-порядку.

Самые древние захоронения относятся к VIII—VII векам до н.э., но не только этим периодом ограничивается интерес к ним. На территории есть небольшой музей, в котором приведены основные исторические данные о данном захоронении. Если будет желание и время сюда заехать — вы сами с ними можете ознакомиться.

Ну а теперь немного расскажем об Екатерине, о которой выше обмолвились. Екатерина  − одна из самых почитаемых святых в христианском мире. Одна из версий её истории звучит так.

Вот именно с этим местом и связано имя Екатерины. У одной из гробниц можно найти табличку, указывающую (предположительное) место заточения Екатерины. Собственно это не совсем гробница, а скорее погребальное сооружение, в котором даже часовня когда-то была. На одном из сайтов удалось найти план этой гробницы.

А теперь покажем то, что увидели мы.

Неподалёку от Саламина находится ещё пара знаковых для Кипра мест, связанных с апостолом Варнавой, местом рождения как раз является город Саламин. Это его гробница и монастырь, названный в его честь. Но о них мы поведаем в отдельном рассказе.

Наша сегодняшняя экскурсия подошла к концу. Напоследок приведём немного справочной информации для путешествующих самостоятельно.

История

Основание монастыря приписывается монаху Варнаве (между 375 до 395 годами), а восстановление Святому Софронию после разрушительного набега агарян (арабов) в VI веке.

В византийскую эпоху монастырь пользовался благосклонностью нескольких поколений императоров и стал самым влиятельным и богатым на территории Понта в эпоху Трапезундская империя (1204—1461 годы). После падения последней все привилегии были подтверждены султаном Селимом и всеми последующими османскими правителями.

Наибольшего расцвета монастырь достиг в XVIII—XIX веках.

После выселения греческого православного населения Анатолии в рамках греко-турецкого обмена населения в соответствии с положениями Лозаннской конференции, монашеская жизнь в Панагия Сумела пресеклась. Реликвии монастыря, в том числе чудотворная икона Панагия Сумела, были сначала спасены от потери понтийскими греками, а позже, в 1930 году, перевезены в Грецию, где пребывают в новом монастыре Панагии Сумела близ города Верия в Македонии.

На протяжении нескольких веков монастырь Панагия Сумела был святыней не только для понтийских греков, но и христианства всего мира, однако турецкие власти крайне враждебно относились к православному паломничеству. Впервые оно стало возможным только в 2007 году.22 ноября 2009 года в Москве состоялась встреча Председателя Великого Национального Собрания Турции Мехмета Али Шахина с Иваном Саввиди, координатором межпарламентской депутатской группы по связям с Парламентом Греческой Республики, депутатом Государственной Думы РФ, в ходе которой также обсуждался вопрос паломничества, а также инцидент, случившийся 15 августа 2009 года, когда в аэропорту города Трабзон православных священников заставили снять священническую одежду и кресты, якобы по указанию властей.

В 2010 году Министерство культуры Турции по просьбе Вселенского патриарха дало согласие на проведение в монастыре Панагия Сумела первого с 1922 года богослужения. 15 августа 2010 года, в день Успения Пресвятой Богородицы, Вселенский Патриарх Варфоломей I возглавил литургию в монастыре при стечении нескольких сотен паломников из разных стран.

В сентябре 2015 года Монастырь закрыт для посетителей ввиду начала производства восстановительных работ. Приблизительный срок работ — один год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector