Роттердам
Содержание:
- Содержание
- Где находится
- Безопасность
- Транспорт
- Как добраться до Роттердама
- Творчество
- История
- Старая гавань и морской музей
- Сорта гортензии комнатной и фото
- Транспорт
- Еда и напитки в Роттердаме
- Основные станции
- Шоппинг
- История
- Городское управление
- Район Delfshaven
- Посадка маракуйи черенками: видео
- Общественный транспорт в Роттердаме
- Торт «Шоколад-маракуйя»
- Города-побратимы
Содержание
Где находится
Роттердам находится в провинции Южная Голландия (Zuid-Holland), в западной части Нидерландов (Nederland). От Амстердама, столицы страны, Роттердам расположен на расстоянии 74 км в юго-западную сторону.
Площадь Роттердама составляет 320 км2, на которой обитает больше 600 тыс. чел. Здесь проживают люди самых разных национальностей:
- 50% – голландцы;
- 25 % – суринамцы (страна на востоке Южной Америки), турки, марокканцы;
- остальные – эмигранты с Нидерландских Антильских островов (бывшая автономия Королевства Нидерландов в Южной Америке), южноевропейцы и другие выходцы из развитых и неразвитых стран.
Через Роттердам протекает река Ньиве-Маас (Nieuwe Maas), которая в нескольких километрах от города сливается с р. Ауде-Маас (Oude Maas), одним из притоков Рейна. В результате образуется река Схер (Scheur), которая впадает в Северное море (Noordzee). В общей сумме, расстояние от Роттердама до Северного моря составляет 33 км. Несмотря на такую дистанцию, город является крупнейшим портом Европы, длина которого составляет 40 км. До 2004 г. он был самым крупным в мире.
С северо-восточной части в Роттердам втекает река Ротте (Rotte), центре города переходящая в канал Stokviswater. Раньше Ротте посредством каналов соединялась с Ньюве-Маас, но после строительства ветки метро Восток-Запад, прямая связь между ними была прервана, – и теперь Ротте течет по подземному туннелю в квартале Oostplein.
При этом стоит заметить, что в Роттердаме очень много каналов. Поэтому лодки здесь везде и повсюду, а некоторые из них являются таким же общественным транспортом, как автобус или такси.
Советую почитать про: лучшие отели Роттердама – где остановиться?
Безопасность
В целом Роттердам считается вполне безопасным и дружелюбным городом. На данный момент его главной его криминальной проблемой является контрабанда, что неудивительно, если учесть, что здесь располагается крупнейший порт Европы. Также нередки в городе случаи мелкого хулиганства и карманных краж
По этой причине в толпе и местах массового скопления следует проявлять осторожность и бдительность, чтобы не стать жертвой профессиональных карманников
Также настоятельно советуется осторожно переходить улицы, так как в Голландии очень много велосипедистов, зачастую ездящих с экстремальной скоростью
Транспорт
В городе действует метрополитен (4 линии, с 1968 года), трамвай (с 1879 года, 9 маршрутов) и автобус (38 маршрутов; ночью, по пятницам и субботам, ходят специальные автобусы за 4,5 €). Также действует междугородняя линия скоростного трамвая в Гаагу, формально причисляемая к метрополитену как «линия Е». Система оплаты аналогична амстердамской (стриппенкарта).
Берега реки Ньиве-Маас соединены открытым в 1942 году Маасским тоннелем длиной 1070 м. Тоннель имеет автомобильную и велосипедно-пешеходную нитки. Для велосипедистов и пешеходов на двух берегах реки построены входные павильоны и эскалаторы для спуска в тоннель.
Помимо морского транспорта, с Роттердамом налажено сообщение с помощью автомобильного, железнодорожного, речного и авиатранспорта (аэропорт Роттердам-Гаага).
Реки Маас и Рейн обеспечивают сообщение с внутренними районами континента.
С 2007 года действует специализированная грузовая железная дорога «Betuweroute», соединяющая Роттердам с Германией.
Порт Роттердам
Основные статьи: Порт Роттердама, Европорт
Ваалхавен ночью
Контейнеры в роттердамском порту
Порт Роттердама является важнейшим центром по обработке насыпных, наливных, контейнерных и других грузов как внутри Европейского континента, так и по всему миру.
Наиболее значимым сектором деятельности порта Роттердам является нефтехимическая промышленность (7 нефтеперерабатывающих предприятий — на островах в дельте реки Рейн) и обработка генеральных грузов. В восточной части порта расположены крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы.
По данным 2011 года Роттердам является десятым портом мира по количеству обрабатываемых контейнеров (TEU).
Как добраться до Роттердама
Амстердам от Роттердама отделяет всего 80-90 км по отличному шоссе. Такой разброс образуется за счет движения по разным дорогам.
Стоимость проезда на поезде от Центрального вокзала Амстердама в одну сторону 16,10€. Время в пути 1 час 10 минут, поезд идет через Утрехт. В Роттердам совсем не обязательно отправляться от Центрального вокзала Амстердама, можно рвануть прямо из аэропорта Схипол получится ближе и чуть дешевле всего 13€.
В Роттердаме есть свой аэропорт, но самолеты из России и стран СНГ туда не летают. Это может быть интересно только жителям Европы.
Стоимость проезда на поезде от Центрального вокзала Гааги в одну сторону 5,90€. Время в пути 25 минут.
Чтобы построить свой собственный маршрут на общественном транспорте Нидерландов пользуйтесь официальным маршрутизатором — сайтом 9292.nl. Сайт подберет вам маршрут только на национальных перевозчиках Нидерландов, международных автобусных линий на нем не представлено, всё это только на английском языке.
Не секрет, что самые бюджетные поездки предлагают междугородние автобусы Flixbus. Цены порядка 399 руб. за поездку. Есть маршрут Амстердам — Роттердам.
Творчество
Театральные работы
- — «Танго» Славомира Мрожека (реж. С. Я Спивак) — Аля
- — «Мещанин во дворянстве» Жана-Батиста Мольера (реж. С. Я Спивак) — Люсиль
- — «Панночка» (реж. Ю. Дворкин) — Панночка
- — «Маркиза де Сад» Юкио Мисима (реж. С. Я. Спивак) — графиня Сен-Фон
- — «Касатка» А. Н. Толстого (реж. С. Я. Спивак) — Марья Семёновна Косарева
- — «Семья Сориано, или Итальянская комедия» Эдуардо де Филиппо (реж. С. Я. Спивак) — Филумена Мартурано
Фильмография
Год | Название | Роль | |
---|---|---|---|
ф | Вот снова этот двор | Имя персонажа не указано | |
тф | Конец операции «Резидент» | Имя персонажа не указано | |
мф | Король Лев 2: Гордость Симбы | Зира, жестокая и волевая львица, мать Кову, Витани и Нуки, супруга Шрама (озвучивание) | |
— | с | Улицы разбитых фонарей | Татьяна Васильевна, заведующая баней |
— | с | Агентство НЛС (телесериал) | Ольга Андреевна Петрова, жена депутата Выхина |
кор | Бабушкин Апокриф | Имя персонажа не указано | |
ф | Гладиатрикс | Корнелия | |
с | Агентство «Золотая пуля» | Анна Лукошкина, юрист агентства «Золотая пуля» | |
с | Линии судьбы | Жанна, гадалка | |
ф | Свои | Анна | |
с | Мастер и Маргарита | секретарь Анна Ричардовна | |
с | Принцесса и нищий | Мария Леонтьевна Кускова, бомжиха | |
с | Тронутые | Имя персонажа не указано | |
с | Убойная сила 6 | Ирина Виригина | |
с | Фаворит | Екатерина II | |
с | Алька | Любовь Сергеевна, военфельдшер | |
с | Столыпин… Невыученные уроки | Ольга Борисовна Нейгарт-Столыпина | |
ф | судья в суде присяжных | ||
ф | Волконская, княгиня | ||
ф | 7 кабинок | Людок | |
с | Мушкетёры Екатерины | Анна Михайловна Ремизова, графиня | |
ф | Игра | Вера Павловна | |
ф | Красный жемчуг любви | Александра Евгеньевна | |
тф | Сумасшедшая любовь | Светлана Сергеевна (Бэбиха) | |
ф | Четыре возраста любви (новелла «Весна») | Вера Петровна Толмачёва | |
с | Братья Карамазовы | Арина Петровна Снегирёва | |
ф | Одна война | мама Шура | |
ф | Мы из будущего 2 | женщина в хате | |
ф | Утомлённые солнцем 2: Предстояние | Катя, деревенская девушка | |
с | Правила маскарада | Зоя Светлова | |
с | Наследница | Софья Порфирьевна Чередниченко, капитан | |
ф | Афродиты | Катя | |
с | Дорога в пустоту | Нина Петровна Уварова | |
ф | 7 главных желаний | Имя персонажа не указано | |
ф | Солнечный удар | хозяйка гостиницы | |
с | Григорий Р. | Прасковья Фёдоровна, жена Григория Распутина | |
ф | Дурак | Нина Сергеевна Галаганова, мэр города | |
ф | Великая | императрица Елизавета Петровна | |
ф | Карп отмороженный | Галина Дорменеева, регистратор ЗАГСа | |
с | Лачуга должника | обвинитель |
Работа на телевидении и радио
- В 1991 году — ведущая телевизионного конкурса петербургских актрис «Театральный ангажемент».
- Работа на петербургском радио: Анна в радиоспектакле «Анна Каренина».
История
По данным исследователей, первое подобие населенного пункта на месте современного Роттердама появилось еще в 1283 году. Но официально городом его признали лишь в 1340 году. Прошло еще 10 лет, прежде чем местные жители приступили к строительству канала, который позволил развивать Роттердам как торговый порт Голландии.
«Голландские корабли», картина Хендрика Врума
Немало бед на своем веку повидал этот нидерландский город. Были здесь и пожары, и нападки соседей, и даже осады, но, тем не менее, это все практически не отразилось на развитии торговли с другими государствами. Местный порт покидали корабли, битком набитые морепродуктами и рыбой, различным зерном, тогда как Роттердам получал взамен вино и фрукты.
Роттердам за свою историю пережил немало бед — от пожаров до наводнений. И тем не менее это не помешало городу развиваться
Необычайная популярность города привела к строительству более крупного порта
Это важное для населенного пункта событие произошло лишь в начале 17-го века. Официально одной из центральных точек на торговой карте мира Роттердам стал именно после запуска новой гавани, а также великих океанских путей, ведущих в Юго-Восточную Азию
Порт Роттердама был построен в 17 веке и стал одной из официальных точек торговли
Наступил 19-й век, а вместе с ним в город пришли изменения. Многим город показался очень привлекательным и выгодным с точки зрения инвестиций, особенно это касалось богатых представителей Франции и Америки. Они вкладывали деньги в строительство канала, благодаря которому в порт Роттердама теперь могут заходить огромные океанские суда. Так нидерландский город превратился в крупнейшую мировую гавань.
В 19 веке порт Роттердама стал привлекать инвестиции из других стран и его влияние расширилось на мировом уровне
В годы Первой мировой войны из него сделали шпионский центр, тогда как в 1940 году ему самому потребовалась помощь. Немецкая авиация сбросила на город порядка 97 тонн взрывчатки, что привело к полному уничтожению центра Роттердама.
После завершения этого ужасного периода, местные власти приняли сложное для себя решение — восстанавливать здания не стали. Тем не менее, на территории исторического центра сегодня располагается современный мегаполис, который привлекает миллионы туристов ежегодно.
Сегодня Роттердам является современным мегаполисом, сохранившим свою историю. И именно это сочетание привлекает большое количество туристов ежегодно
Старая гавань и морской музей
Морской музей.
Старая Гавань (Oude Haven) – это бухта, в которой пришвартованы отреставрированные исторические суда, многие из которых являются плавучими домами. В хорошую погоду вы сможете посидеть на улице в одном из многочисленных кафе или прогуляться по пирсу и понаблюдать за покраской или ремонтом лодок. Таблички расскажут о возрасте и истории судов.
В нескольких минутах ходьбы отсюда расположен Морской музей Роттердама, основанный в 1873 году. Он расскажет всем желающим о том, какую роль в становлении города сыграло судоходство. Огромнейшая коллекция музея раскрывает историю мореплавания в регионе, предлагая туристам взглянуть на модели всевозможных кораблей, включая копию судна 2000-летней давности.
Еще одна туристическая достопримечательность, связанная с судоходством — это расположенный неподалеку Музей-гавань под открытым небом, в котором находится прекрасно сохранившийся корабль «Буффель» XIX века – боевой корабль-таран с железным носом и еще более 20 исторических судов. При желании вы сможете присоединиться к экскурсии по кораблю, которая проходит на английском языке.
Недавно в музее появился еще один экспонат – судно SS Rotterdam, спущенное на воду в 1958 году и считающееся лучшим пассажирским кораблем, построенным голландскими судоверфями. Сегодня в этом роскошно декорированном судне размещается отель и музей, и одно из любимых занятий среди туристов здесь — обедать или ужинать в его корабельной столовой.
Адрес: Marine Museum, Leuvehaven 1, 3011 EA Rotterdam, Нидерланды.
Сорта гортензии комнатной и фото
Наряду с прочими существуют сорта гортензии комнатной с двухцветной окраской лепестков: бело-розовой или бело-голубой. К настоящему времени выведено более 100 различных сортов этого вида, характеризующихся компактными, округлыми очертаниями куста и отличающихся разнообразными переходами окраски цветков от белого к розовому или синему.
В комнатной культуре используются следующие сорта гортензии домашней (см. фото):
С белыми цветками:
С различными оттенками розового или голубого цвета:
Транспорт
В Роттердаме система городского общественного транспорта организована очень грамотно и отличается непревзойденным удобством. В городе функционирует скоростное метро, состоящее из двух линий — голубой (Erasmuslijn) и красной (Calandlijn). Эти линии соединяются на станции Beurs. Кроме этого, в городе функционирует разветвленная трамвайная сеть (8 линий). Посмотреть расписание движения, маршруты и остановки трамваев можно на любой остановке.
Также специально для запоздалых весельчаков в Роттердаме курсируют два ночных автобусных маршрута: BOB-bus, работающий только по пятницам и субботам (4,5 €) и Nachtnet (2,50 €). Билеты приобретаются у водителя. И, конечно же, при желании, в Роттердаме всегда можно воспользоваться услугами такси. Минимальная стоимость проезда включает в себя посадку и первые два километра (7,50 €), каждый последующий километр обойдется примерно в 2,20 €.
Ну и самым необычным видом транспорта Роттердама является тук-тук (трехколесный мото-велосипед с коляской). Стоимость проезда зависит не только от маршрута, но и от количества клиентов (от 3,5 €).
Еда и напитки в Роттердаме
Приемлемые заведения с вкусной едой имеются в районе Oude и Nieuwe Binnenweg, в том числе кафе Oude Binnenwe на Oude Binnenweg 110, Siff на Oude Binnenweg 115 и De Vijgeboon на Oude Binnenweg 146-a. Стоит пройтись и по Witte de Withstraat: превосходные кебабы и вегетарианскую еду предлагают в Bazar (дом № 16), а в Zatkini в доме № 88 господствует барселонская кухня.
Роттердам – признанный клубный центр. Два самых модных ночных клуба на сегодня – Off Corso у Центрального вокзала на Kruiskade 22 (с лучшими диджеями) и занимающий перестроенный элеватор у станции метро Maashaven Now and Now, где устраивают вечеринки для лиц нетрадиционной ориентации. Билеты на рок-концерты продаются на главном почтамте по адресу Coolsingel 42.
Основные станции
Я люблю метро Роттердама за то, что уже в 7 часов вечера в вагонах пусто. Однако же в утренний и вечерний час пик туристу в метро лучше не спускаться. Сложно выделить из станций самые красивые и примечательные, потому что голландцы не особенно беспокоились о красоте, когда проектировали перроны. Некоторые станции могут удивить современным обликом — настолько, насколько это ещё возможно после надземной архитектуры.
Центром сети метро считается станция Beurs — место пересечения всех пяти линий, откуда можно выйти в самое сердце города. Отсюда рукой подать до Rotterdam Centraal, Кубических домов, моста Эразма и прочих городских достопримечательностей — далеко ходить не придётся.
Но если погода не позволяет вам совершать пешие прогулки, то можно воспользоваться метро. На восток от Beurs по линиям A, B или C можно проехать одну остановку и выйти к Кубическим домам, рынку и церкви святого Лаврентия на станции Blaak. Станция легко узнаваема благодаря своему надземному павильону, крыша которого напоминает летающую тарелку. Здесь архитекторы смогли осуществить многоуровневый проект: на -1 уровне проходят линии метро, на -2 уровне проложены железнодорожные линии. Благодаря множеству лестничных переходов и лифтов пассажиры могут быстро осуществлять пересадку на другой вид транспорта.
В этом же направлении, но немного дальше — у станции Kralingse Zoom — раскинулся крупный городской парк с озером, где можно прокатиться на велосипеде, устроить пикник или поплавать летом. В пяти остановках отсюда по линиям A и B находится станция Alexander, где можно вдоволь нагуляться по магазинам и привезти на родину подарки себе и близким, а также пройтись по крупным распродажам в январе и июле.
На западе от Beurs расположено не так много достопримечательностей. Однако стоит рассмотреть и этот маршрут, ведь и здесь есть несколько привлекательных выходов в город. Выйдя на станции Endrachtsplein (линии A, B, C), вы окажетесь рядом с музеем Бойманса-ван Бёнингена, Новым институтом и скульптурой Санта-Клауса. Далее по этим же линиям, недалеко от Dijkzigt, возвышается Евромачта. А выйдя на Coolhaven, вы попадёте в исторический район Delfshaven. Кстати, соседняя станция Delfshaven также выведет вас в историческую часть города. Её стены в соответствии с названием украшены росписью под делфтский фарфор.
На юг от Beurs ведут линии D и E. Рядом со станцией Leuvehaven вы сможете рассмотреть Erasmusbrug. Недалеко от Wilhelminaplein найдёте отель «Нью-Йорк», а в 20 минутах пешком от Rijnhaven увидите величественный корабль Steamship Rotterdam.
О станции Wilhelminaplein стоит рассказать подробнее. Строительство изначально было осложнено тем, что велось оно в районе действующей линии метро, а также совсем близко к реке. По глубине залегания станция занимает первое место в стране. Если вы окажетесь здесь, то непременно увидите V-образные колонны, поддерживающие крышу над перроном. Немного позже был проложен тоннель, ведущий от станции к театру Nieuwe Luxor Theater. В 2005 году он даже был удостоен престижной в Нидерландах награды в области дизайна.
Самая интересная линия метро в Роттердаме, на мой взгляд, линия D. Протянувшись далеко на север, она соединяет Роттердам с Гаагой. Центральная станция оформлена очень красиво, здесь вы оказываетесь под ажурной крышей второго этажа, а на первом курсируют поезда NS. Если вы соберётесь в Гаагу, то у вас есть несколько вариантов: на метро время в пути составит 35 минут (стоимость билета — 4.38 EUR), на поезде Sprinter — 31 минуту (стоимость — 4.80 EUR).
Шоппинг
История
История Хертогенбоса тесно связана с войной. Изначально он был основан как город-крепость, задачей которой было охранять графские угодья, да и потом постоянные военные действия вплоть до окончания Второй мировой войны не давали жителям города покоя.
Ранний период
В переводе с голландского название города Хертогенбос означает «герцогские леса». Еще до основания города здесь были охотничьи угодья графов Лувен (graven van Leuven), затем – Генри I (Hendrik I), первого герцога Брабанта. В начале девятого века на территории современного Хертогенбоса находилась графская вилла Orthen, вокруг которой начали селиться люди, образовался поселок, возник рынок.
В 1184 г. граф Лувен, Готфрид III Смелый, отец Генри I, предоставил деревне городские права. Город изначально стал военной базой, поскольку графу надо было защищать северную границу владений, которая проходила по реке Маас. Хоть строительство укреплений шло скорым темпом, к 1203 г. город был еще слабо защищен, поэтому его сожгли объединенные войска Гердена и Голландии (Gelre en Holland). Тем не менее, Де Босх быстро восстановился, – и к 1225 г. был укреплен крепостными стенами, земляным валом, частоколом и защищен окружающими город болотами.
Хертогенбос был четвертым по важности городом в герцогстве Брабанта. Здесь активно развивалась торговля и промышленность, а сам он быстро вырос с 9 до 100 га
После окончания строительства второй крепостной стены в XV в. Де Босх после Утрехта стал вторым по величине городом, что сейчас находятся на территории современных Нидерландов. В это время здесь жили и работали такие известные люди, как художник Иероним Босх и писатель Георгиус Макропедиус (Georgius Macropedius)
ВАМ ПРИГОДЯТСЯ СТАТЬИ
Также в это время появились каналы. Над некоторыми из них впоследствии из-за нехватки земли возвели дома. Благодаря этому в наши дни жители и гости города могут отправиться в уникальное путешествие по системе подводных потоков.
Становление города
В конце XVI в. в Нидерландах началось восстание против испанского правления и католицизма. Тем не менее, жители Де Босха встали на сторону католиков, а значит, – Испании. Город пережил несколько крупных осад со стороны голландцев, но более полувека Хертогенбос оставался неприступным.
Так было до тех пор, пока в 1629 г. новый командующий Фредерик-Генрих Оранский (Frederik Hendrik van Oranje) не приказал возвести дамбу, которая перекрыла к городу ток рек Домел и Аа. Это привело к осушению окружающих Де Босх болот, – и после нескольких месяцев осады Хертогенбос был взят. Хотя после этого город долгое время пребывал под властью Республики Соединенных Провинций (Republiek der Zeven Verenigde Nederlanden), мало кто из жителей перешел в протестантизм. Католикам в это время приходилось несладко, поскольку религиозной свободы в городе не существовало.
В 1794 г. Хертогенбос захватили войска Наполеона. Проблем с осадой у него не возникло, поскольку местные католики смотрели на него как на освободителя. После поражения Бонапарта в 1815 г. было образовано Соединенное королевство Нидерландов (Verenigd Koninkrijk der Nederlanden). Де Босх вошел в его состав и стал главным городом Северного Брабанта.
До 1878 г. власти города запрещали возводить дома вне городских укреплений, что привело к перенаселенности. Как результат – подводные каналы стали помойкой, а Де Босх превратился в чрезвычайно вонючий город. При этом здесь была самая высокая детская смертность в стране.
После того, как фашисты захватили в 1940 г. Нидерланды, в 5 км на юг от Де Босха, в городе Вюгт (Vught), они устроили концлагерь, который являлся перевалочным пунктом. Через него прошло 31 тыс. заключенных, которых отсюда отправляли в Освенцим и Берген-Бельзен. Освободили Де Босх от фашистской оккупации в конце октября 1944 г.
Городское управление
Первый бургомистр-мусульманин
В начале января 2009 года руководители социал-демократической партии избрали на пост бургомистра Роттердама первого нидерландца-мусульманина Ахмеда Абуталеба (также, он является первым в Западной Европе мусульманином-мэром крупного города). Ахмед Абуталеб — марокканец по происхождению и наряду с нидерландским паспортом имеет также и марокканский паспорт. Абуталеб родился в 1961 году в Марокко и был привезён родителями в Нидерланды в 16-летнем возрасте. Его назначение на пост бургомистра вызвало неоднозначную реакцию в городе, особенно в рядах правых и праворадикальных партий, которые считают, что такое назначение не поможет процессу интеграции мусульманских иммигрантов в нидерландское общество.
Район Delfshaven
Посадка маракуйи черенками: видео
Общественный транспорт в Роттердаме
Если вы прибываете в Роттердам по железной дороге на один день, то никаких трудностей возникнуть не должно. Центральный железнодорожный вокзал расположен в центре города в пешей досягаемости от основных достопримечательностей. Роттердам реально в основных чертах осмотреть за один день и уехать обратно не пользуясь общественным транспортом города.
А вот если планировать остановится на несколько дней, то нужно хорошо подумать. Во-первых я вам точно не советую снимать жильё у конторы MyCityLofts, читать как эти люди отменили наше бронирование за 2 дня до заезда во время пасхальных каникул. Их квартиры представлены на многих сайтах, если они считают допустимым так себя вести, не стоит им доверять.
Во-вторых общественным транспортом Роттердама невозможно пользоваться без OV-chipkaart стоимостью 7,5€, которые невозможно будет вернуть назад, т.е. первая поездка обойдется в 11,5€, что дороговато.
Решать проблему транспорта для туристов при отсутствии OV-chipkaart можно тремя способами:
Торт «Шоколад-маракуйя»
Категория:
Десерты Торты Торт-суфле
Мне нужно было сделать торт на день рождения в подарок. Нужно было что-то шоколадное, и быстрое в исполнении, чтобы раз-два, и торт готов -УРА! Выбирала – выбирала, остановилась на этом – очень вкусном, очень шоколадном и…очень просто и быстро делать –одно удовольствие, а не торт. Итак, Шоколад-Маракуйя — муссовый торт от Натальи «Игра со вкусом».
Города-побратимы
- Кингстон-апон-Халл, Великобритания (1936)
- Антверпен, Бельгия (1940)
- Базель, Швейцария (1945)
- Осло, Норвегия (1945)
- Дуйсбург, Германия (1950)
- Кёльн, Германия (1958)
- Эш-сюр-Альзетт, Люксембург (1958)
- Лилль, Франция (1958)
- Льеж, Бельгия (1958)
- Турин, Италия (1958)
- Нюрнберг, Германия (1961)
- Бургас, Болгария (1976)
- Констанца, Румыния (1976)
- Гданьск, Польша (1977)
- Шанхай, Китайская Народная Республика (1979)
- Джакарта, Индонезия (1983)
- Гавана, Куба (1983)
- Санкт-Петербург, Россия (1984)
- Осака (префектура), Япония (1984)
- Балтимор, США (1985)
- Дрезден, Германия (1988)
- Братислава, Словакия (1991)
- Будапешт, Венгрия (1991)
- Дурбан, ЮАР (1991)
- Прага, Чехия (1991)