Транспорт лондона
Содержание:
- Транспортные тенденции
- Экономика Англии на современном этапе развития
- 3. Междугородние автобусы
- Лизинг
- История железнодорожного транспорта в Великобритании
- Пассажирские перевозки
- Глаголы передвижения
- 1948 — 1994: British Rail
- Британский водный транспорт
- Лизинг[править | править код]
- Главные отрасли британской промышленности
- Самолеты в Великобритании
- Регулирование
- Общественный транспорт в Великобритании
- Высокоскоростные поезда
- Железнодорожные станции
- Основные виды транспорта
- Высокоскоростные поезда[править | править код]
Транспортные тенденции
Доля транспортных средств с 1952 по 2016 год демонстрирует первоначальный рост использования автомобилей, который затем достиг пика и начал плавное снижение по мере увеличения использования железных дорог за последние двадцать лет.
С 1952 года (самая ранняя дата, по которой доступны сопоставимые данные) в Соединенном Королевстве наблюдался рост использования автомобилей, что привело к увеличению его доли транспорта , в то время как использование автобусов сократилось, а использование железных дорог росло медленнее. Однако с 1990-х годов железная дорога начала увеличивать свою долю транспорта за счет автомобилей, увеличившись с 5% до 10% пассажиро-километров. Это совпало с приватизацией British Rail , но ее влияние активно обсуждается .
В 1952 году 27% расстояния было пройдено на машине или такси; из них 42% на автобусах и 18% по железной дороге. Еще 11% были на велосипеде и 3% на мотоцикле. Расстояние, пройденное по воздуху, было незначительным.
К 2015 году 83% расстояния было пройдено на машине или такси; 5% на автобусе и 10% на железнодорожном транспорте. На воздух, педальный цикл и мотоцикл приходилось примерно по 1% каждый. Что касается пассажиро-километров, немногим более 662 миллиардов было произведено автомобилями, мотоциклами, фургонами и такси, 78 миллиардов — железнодорожным транспортом, 39 миллиардов — автобусом, 5 миллиардов — педальным циклом и 9 миллиардов — внутренними воздушными рейсами.
Пассажирский транспорт в последние годы вырос. Данные DfT показывают, что общий пассажиропоток внутри Соединенного Королевства вырос с 403 миллиардов пассажиро-километров в 1970 году до 793 миллиардов в 2015 году.
Грузовой транспорт претерпел аналогичные изменения, увеличившись в объеме и переместившись с железных дорог на автомобильные. В 1953 г. было перевезено 89 млрд. Тонно-километров товаров, из которых 42% приходилось на железную дорогу, 36% на автомобильный транспорт и 22% на воду. К 2010 году объем перевозок грузов увеличился более чем вдвое и составил 222 миллиарда тонно-километров, из которых 9% было перевезено по железной дороге, 19% по воде, 5% по трубопроводам и 68% по автомобильным дорогам. Несмотря на рост тонно-километров, экологические внешние затраты на грузовики и грузовики в Великобритании, как сообщается, снизились. В период с 1990 по 2000 год произошел переход к более тяжелым грузовым автомобилям в связи с серьезными изменениями в транспортной отрасли, включая сдвиг в продажах на более крупные сочлененные автомобили. Оборот автопарка, превышающий средний, обеспечил быстрое внедрение новых и более чистых автомобилей в Великобритании.
Хотя сокращение использования железных дорог привело к сокращению протяженности сети железных дорог, протяженность сети автомобильных дорог не увеличилась пропорционально увеличению использования дорог. В то время как железнодорожная сеть сократилась вдвое с 19 471 миль (31 336 км) в 1950 году до 10 014 миль (16 116 км) сегодня, сеть основных автомобильных дорог увеличилась только с 44 710 миль (71 950 км) в 1951 году до 50 893 миль (81 904 км) в 1990 году, и немного сократилось до 50 265 миль (80 894 км) к 2010 году. В 2008 году Министерство транспорта заявило, что заторы на дорогах являются одной из самых серьезных транспортных проблем, с которыми сталкивается Соединенное Королевство. Согласно докладу Эддингтона за 2006 год, спонсируемому правительством , узкие места на дорогах находятся в серьезной опасности стать настолько перегруженными, что это может нанести ущерб экономике.
Экономика Англии на современном этапе развития
На сегодняшний день Великобритания является государством, обладающим высоким уровнем развития экономики. За последние годы в экономике Англии были отмечены следующие преобразования:
- Сокращение государственного сектора;
- Снижение налоговых ставок как для физических, так и для юридических лиц;
- Урегулирование экономики, обусловленное снижением государственных расходов.
По величине запасов энергетических ресурсов Англия занимает лидирующие позиции в Европе.
Экономика Великобритании более 10 лет сохраняет тенденции к росту, отличается устойчивостью к экономическим потрясениям.
Природные особенности Англии всегда способствовали экономическому развитию страны. Изолированность от других государств морскими портами способствовали развитию судостроения, в результате чего Англия на протяжении нескольких столетий была основным мореходцем.
Также развитию экономики способствовали большое разнообразие ландшафтов, влажный климат и умеренные температуры.
Проводя оценку современного экономического состояния Англии, необходимо учитывать как внешние статистические показатели, так и особенности английской экономики.
Несмотря на то, что долгие экономика Великобритании стабильно растет, происходит усиление рисков, связанных с выходом Англии из ЕС.
Без урегулирования Brexit может нанести серьезный удар не только по Великобритании, но и по ее партнерам в Европе, а также по Пакистану и Турции.
Замечание 2
По прогнозам в 2019 году рост ВВП Великобритании составит 6,9%. Таким образом, страна находится на пятом месте по ВВП после США, Китая, Японии и Германии.
В последние десятилетия экономическая структура Великобритании существенно трансформировалась:
- Уменьшилась доля государственной собственности;
- Реализуются программы социального обеспечения;
- Снижается доля в ВВП традиционных промышленных отраслей: металлургической, угольной, сельского хозяйства, судостроения;
- Возрастает удельный вес сферы услуг, торговли, современных информационных технологий.
Рассматривая формирование бюджета Великобритании, можно отметить, что формирование его доходной части происходит за счет налоговых поступлений и таможенных сборов. Расходную часть составляют финансирование министерств и ведомств и т.д.
3/4 ВВП Великобритании образуется за счет сферы услуг, а также за счет экспорта финансовых услуг. Традиционно Англия является крупнейшим финансовым игроком мира, на которую приходится 17,27% всего экспорта финансов.
На втором месте по значимости в формировании ВВП находится промышленное производство (18,6%). Однако, с каждым годом сокращается доля данного сектора.
Поступления от строительства и транспорта в ВВП равны 5 и 7% соответственно, от сельского хозяйства – 1%.
3. Междугородние автобусы
Мы пользовались известным в Англии и Европе перевозчиком, компанией Мегабас. В интернете на сайте www.megabus.com вы можете купить билет. Причём чем раньше это сделать — тем будет дешевле.
Все пассажиры подходят к водителю или контролёру с распечаткой или номером брони в телефоне. Мы не видели чтобы кто-то покупал билеты на месте. Цены у данной компании очень бюджетные, так например поездка из Манчестера в Лондон будет стоить около 9 фунтов.
В Лондоне на автовокзале были установлены автоматы Megabus по продаже билетов.
Поражает организованность людей, каждый стоит чётко на своём месте в очереди, никто не толкается и не лезет вперёд, они ведь знают что автобус без них не уедет. У нас даже была один раз ситуация, когда мы прошли вперёд к водителю чтобы спросить туда ли приедем, а к нам подошёл человек и попросил встать на своё место.
Лизинг
Локомотив British Rail Class 47, Верджиния-Уотер, апрель 2004.
Поезд Virgin Pendolino.
Во время приватизации подвижной состав British Rail продавался либо напрямую новым операторам, как в случаях с грузовыми компаниями, или трем компаниям операторам подвижного состава (rolling stock operating companies, ROSCO), который сдаются в лизинг или аренду пассажирским и грузовым операторам. Лизинг часто встречается во всех транспортных областях, поскольку позволяет операторам избегать сложностей с поиском необходимого капитала единовременно, вместо этого актив оплачивается постепенно с текущих доходов. С 1994 года наблюдался рост небольших арендных компаний, сдающих подвижной состав по краткосрочным контрактам. Многие из них появились благодаря большим распродажам локомотивов крупными грузовыми операторами.
В отличие от остальных крупных игроков приватизированных железных дорог Великобритании, компании ROSCO не подлежат жесткому контролю со стороны государства. Предполагался самоконтроль за счет конкуренции, которая существует, но не во всех аспектах.
Разногласия
С момента приватизации ROSCO подвергались критики с разных сторон, включая пассажирские операторские компании, такие как , Arriva и , которые обвиняют лизингодателей в олигополии для удержания лизинговых цен выше, чем они были бы на более конкурентном рынке. В 1998 году вице-премьер Джон Прескотт попросил железнодорожного регулятора провести расследование деятельности на этом рынке и дать рекомендации по улучшению конкуренции. Многие в то время верили, что Прескотт поддерживал более плотный контроль компаний ROSCO, возможно переведя их на контроль за контрактами, то есть необходимость согласования каждого лизингового договора до его вступления в силу. Однако рекомендации давали более мягкие требования к компаниям с рекомендацией придерживаться определённого кодекса взаимоотношений. Тем не менее в течение 5 лет после принятия этих практик не поступило ни одной жалобы на лизинговые компании.
История железнодорожного транспорта в Великобритании
Вообще говоря, железнодорожная транспортная система Великобритании – старейшая в мире. Первая железная дорога с поездами, толкаемыми локомотивами, появилась здесь еще в 1825 году – ранее, чем где-либо ещё. С той поры железнодорожный транспорт Британии активно развивался, претерпев череду взлетов и падений.
В настоящее время большинство железнодорожных путей управляются государственной компанией Network Rails: по состоянию на 2016 год железнодорожная сеть под ее управлением обладала общей протяженностью 15799 км, из которых 5331 км был электрифицирован.
Всего в Британии насчитывается 2563 железнодорожных станций, большинство из которых были построены еще во времена Королевы Виктории. Лондон с его 12 вокзалами, кольцом окружающими центр, является крупнейшим железнодорожным хабом страны.
Некоторые крупные города обладают также подземным метро, обособленным от железных дорог. Cуществуют и железнодорожные ветки короткой протяженности, некоторые из которых – узкоколейки – по сути являются туристическими аттракционами.
На фото: поезд Евростар на лондонском вокзале Сент-Панкрас. Фото express.co.uk
Через подводный евротуннель британская железная дорога связана с железными дорогами континентальной Европы. В настоящее время на скоростных поездах «Евростар» от лондонского вокзала Сент-Панкрас можно доехать до Парижа, Брюсселя и Амстердама.
В последние годы число пассажирских перевозок на железнодорожных поездах постоянно растет, достигнув максимального значения, в связи с чем железные дороги Британии заняли пятое место по загруженности в мире. За один лишь 2016 год пассажиры совершили 1,718 млрд поездок на ж/д поездах. Частично своим расцветом железнодорожный сектор обязан росту цен на топливо и увеличившимся пробкам на дорогах.
Столь быстрый рост пассажиропотока заставляет британцев искать пути модернизации железнодорожного транспорта – строятся новые ветки и перестраиваются старые, появляется все больше электрифицированных дорог, вводятся в эксплуатацию новые высокоскоростные поезда.
Пассажирские перевозки
Поезд компании на маршруте Лондон-Ноттингем. Эти поезда используются на маршрутах InterCity из Лондона в Восточный Мидленд и Саут-Йоркшир.
компании на маршруте Станстед-Бирмингем.
на станции Кембриджа.
Пассажирские маршруты Великобритании поделены на региональные франшизы, каждая из которых управляется частной операторской компанией. Эти компании подают заявки на семи или восьмилетние контракты на каждую отдельную франшизу. Большинство контрактов заключается министерством транспорта, за исключением Merseyrail, где франшизу дает местное управление, и , где министерство основывается на мнении . Первоначально было создано 25 франшиз, однако количество операторских компаний меньше, поскольку некоторые компании, например , и , работают на нескольких франшизах. Кроме того, некоторые первоначальные франшизы были объединены. Также существует несколько специализированных маршрутов со «свободным доступом» вне договоров франшиз, среди них и .
В — операционном году на франшизных маршрутах было совершено 976 миллионов поездок примерно на 40 млрд пассажиро-километров, что на 32 % больше показателей поездок в — и на 29 % в пассажиро-километрах. С другой стороны, этот показатель был все ещё ниже, чем в 1950-х-1960-х. В 1998 году был превышен показатель 1947 года, а во втором квартале 2011 года было совершено уже 322 миллиона поездок, на 5,9 % больше предыдущего года.
Главным показателем оценки работы пассажирских поездов является «Общественный индекс эффективности», считающийся на основе пунктуальности и технической надежности. Работа железных дорог по этому показателю была на спаде в середине 2000-х. При базовом значении 90 % поездов, приходящих во время в 1998 году, показатель упал до 75 % в середине 2001 года, а к концу -2003 годов вырос лишь до 80 %. Тем не менее к сентябрю 2006 года показатель вырос до 87,5 %.
Реальный рост стоимости билетов за вычетом инфляции за период — составил 4,7 %. В течение нескольких лет в Британии были самые дорогие железнодорожные билеты в мире. Например, скидочный годовой билет из Лондона в Брайтон (стандартный 2й класс) в июле 2013 года стоил 3 532 фунтов стерлингов за расстояние в 87 км,, в то время как годовой 100 BahnCard Deutsche Bahn, дающий право в течение года путешествовать по все железнодорожной сети Германии, стоит практически точно такую же сумму (4 090 Евро). Тем не менее Британские операторы указывают на то, что рост стоимости билетов был существенно ниже роста стоимости топлива для личных автомобилей.
Средний возраст подвижного состава (условный индикатор комфорта пассажиров) слегка сократился с по 2003 год с 20,7 до 19,3 лет.
Ежегодный пассажиропоток
Ниже приведены данные пассажиропотока железнодорожного транспорта Великобритании. Данные считаются за период с сентября по август.
|
|
|
|
|
---|---|---|---|---|
2004-2005 | 781,343,720 | 902,695,324 | ||
2005-2006 | 800,669,217 | ▲2.47 | 920,849,661 | ▲2.01 |
2006-2007 | 958,095,205 | ▲19.66 | 1,091,288,285 | ▲18.51 |
2007-2008 | 1,024,602,056 | ▲6.94 | 1,167,233,872 | ▲6.96 |
2008-2009 | 1,073,753,933 | ▲4.80 | 1,220,145,654 | ▲4.53 |
2009-2010 | 1,065,386,249 | ▼0.78 | 1,218,715,041 | ▼0.12 |
2010-2011 | 1,156,896,521 | ▲8.59 | 1,322,426,386 | ▲8.51 |
2011-2012 | 1,234,426,253 | ▲6.70 | 1,436,557,199 | ▲8.63 |
Следующая таблица составлена по данным государственного управления по регулированию железных дорог:
|
|
|
|
|
---|---|---|---|---|
2002-2003 | 77.2 | 679.1 | 219.2 | 975.5 |
2003-2004 | 81.5 | 690.0 | 240.2 | 1,011.7 |
2004-2005 | 83.7 | 704.5 | 251.3 | 1,039.5 |
2005-2006 | 89.5 | 719.7 | 267.3 | 1,076.5 |
2006-2007 | 99.0 | 769.5 | 276.5 | 1,145.0 |
2007-2008 | 103.9 | 828.4 | 285.8 | 1,218.1 |
2008-2009 | 109.4 | 854.3 | 302.8 | 1,266.5 |
2009-2010 | 111.6 | 842.2 | 304.0 | 1,257.9 |
2010-2011 | 117.9 | 917.6 | 318.2 | 1,353.8 |
2011-2012 | 125.3 | 993.8 | 340.9 | 1,460.0 |
- Исключая Eurostar, Heathrow Express, Heathrow Connect и другие линии «свободного доступа», такие как Grand Central и Hull Trains
- Количество пассажиров плюс пересадки
- Включает только франшизы
Глаголы передвижения
Знать название того или иного транспортного средства безусловно необходимо, но следует также умело оперировать глаголами, которые с ними сочетаются. Всем известно, что «go» — это по-английски ехать, идти, лететь, да и вообще — основной глагол передвижения. При этом указывая вид транспорта, следует использовать предлог «by» после глагола: «go by ship», «go by plane», «go by car» и т.д. Исключением являются выражения «ехать на лошади» и «идти пешком» (на ногах). Здесь следует использовать предлог «on»: «go on foot», «go on horse». Синонимичным глаголом для «go» является «travel». Его тоже можно использовать в этих словосочетаниях с предлогами.
Если речь идёт о «езде верхом» — на велосипеде, лошади или мотоцикле, то следует использовать глагол «ride»: «ride a horse», «ride a bike», «ride a bicycle.»
В том случае, когда вы сидите за рулём машины, используйте глагол «drive»: «to drive a car.»
Собрались летать на самолете? По-английски «take off» (взлетать) и «land» (приземляться).
Говоря о передвижениях по воде, следует использовать глаголы «sail» (плыть, ходить под парусом) и «dock» (пришвартоваться, причалить).
Со всеми видами транспорта можно использовать глаголы: «arrive» (прибывать), «depart» (отчаливать, отбывать), «leave» (уходить, уезжать), «take» (воспользоваться каким-либо видом транспорта, поехать на чём-нибудь). Например:
- The train arrives at 7p.m. – Поезд прибывает в 7 вечера.
- The plane departed on time. – Самолёт улетел вовремя.
- We want to leave ASAP. – Мы хотим уехать как можно раньше.
- I don’t want to go on foot, let’s take a bus instead. – Я не хочу идти пешком, давай вместо этого поедем автобусом.
Чтобы выразиться более конкретно, используют глаголы «get on» (сесть) и «get off» (выходить из): «get on the plane», «get off the bus». Но в случае с машиной или такси используйте вместо «on» «off» предлоги «in» и «out of»:
- Hurry up! Get in the car! – Скорее! Садись в машину!
- No, I don’t want to get out of the taxi. – Нет, я не хочу выходить из такси.
И напоследок хотим познакомить вас с очень популярным выражением «take a ride», которое переводится как «проехаться, прокатиться»:
Mr. Anderson, let’s take a ride. – Мистер Андерсон, давайте-ка прокатимся.
Ознакомившись с основным вокабуляром, посмотрите и другие слова, которые могут быть полезны.
1948 — 1994: British Rail
Диафильм компании British Rail, показывающий, как железные дороги были объединены под BR.
С начала 1948 года железные дороги были национализированы и образовали компанию British Railways (позднее «British Rail») под контролем Британской транспортной комиссии . Хотя первоначальных изменений в сервисе было немного, использование увеличилось, и сеть стала прибыльной. Восстановление путей и станций было завершено к 1954 году. Доходы от железных дорог упали, и в 1955 году сеть снова перестала быть прибыльной. В середине 1950-х годов поспешное внедрение дизельного и электрического подвижного состава для замены пара в плане модернизации стоило многие миллионы фунтов стерлингов, но ожидаемого перехода с автомобильного транспорта на железнодорожный не произошло, и убытки начали расти. Неспособность сделать железные дороги более прибыльными за счет инвестиций вынудила правительства всех политических убеждений ограничить вложения в железнодорожный транспорт капельным путем и стремиться к экономии за счет сокращений.
Стремление к прибыльности привело к значительному сокращению сети в середине 1960-х годов. Правительство поручило доктору Ричарду Бичингу реорганизовать железные дороги (« Топор Бичинга »). Эта политика привела к тому, что многие ветки и второстепенные маршруты были закрыты, потому что они были сочтены нерентабельными. Из-за закрытия станций, обслуживающих сельские населенные пункты, значительная часть фидерных перевозок была исключена из пассажирских перевозок на основных линиях. Закрытие многих грузовых складов, которые использовались более крупными отраслями промышленности, такими как угольная и железная, привело к тому, что большая часть грузов была переведена на автомобильные перевозки. Закрытия были крайне непопулярны среди широкой публики в то время и остаются таковыми сегодня.
Количество пассажиров неуклонно снижалось с конца пятидесятых до конца семидесятых. Затем пассажирские перевозки пережили ренессанс с появлением высокоскоростных поездов InterCity 125 в конце 1970-х — начале 1980-х годов. В 1980-е годы произошло серьезное сокращение государственного финансирования и рост цен на проезд, который превысил инфляцию , но эта услуга стала более рентабельной. После секторизации British Rail InterCity стала прибыльной. InterCity вошла в число 150 ведущих британских компаний, осуществляющих перевозки от центра города к центру страны, от Абердина и Инвернесса на севере до Пула и Пензанса на юге.
В период с 1994 по 1997 год компания British Rail была приватизирована . Право собственности на путь и инфраструктуру перешло к Railtrack , пассажирские перевозки были переданы по франшизе отдельным операторам частного сектора (первоначально было 25 франшиз), а грузовые услуги были проданы напрямую (было создано шесть компаний, но пять из них были проданы одному и тому же покупателю) . Консервативное правительство при Джоне Мейджоре заявило, что приватизация приведет к улучшению пассажирских перевозок. С тех пор количество пассажиров значительно выросло.
Британский водный транспорт
Водный транспорт Великобритании на протяжении столетий играл важнейшую роль в истории островного государства. Не зря Британию долгое время называли владычицей морей, а британских моряков — лучшими в мире.
В 2019 г. паромы, речные и морские суда продолжают выполнять свои функции: связывать побережье и острова, Британские острова и континент, перевозить пассажиров и различные грузы по морям, рекам, каналам.
95 % внешнеторговых грузов и 25 % внутренних грузов, а также более 30 млн пассажиров перевозятся морем. Огромной популярностью у жителей и гостей Лондона пользуются более 20 речных маршрутов по Темзе.
В Британии действует 89 крупных морских портов и более 200 портовых пунктов, которые обслуживают сотни кораблей. Самый крупные пассажирские порты:
- Саутгемптонский;
- Дуврский (Port of Dover) на берегу Ла-Манша;
- Харвичский (Port of Harwich) — в Эссексе, на берегу Северного моря.
Лизинг[править | править код]
Локомотив British Rail Class 47, Верджиния-Уотер, апрель 2004.
Поезд Virgin Pendolino.
Во время приватизации подвижной состав British Rail продавался либо напрямую новым операторам, как в случаях с грузовыми компаниями, или трем компаниям операторам подвижного состава (rolling stock operating companies, ROSCO), который сдаются в лизинг или аренду пассажирским и грузовым операторам. Лизинг часто встречается во всех транспортных областях, поскольку позволяет операторам избегать сложностей с поиском необходимого капитала единовременно, вместо этого актив оплачивается постепенно с текущих доходов. С 1994 года наблюдался рост небольших арендных компаний, сдающих подвижной состав по краткосрочным контрактам. Многие из них появились благодаря большим распродажам локомотивов крупными грузовыми операторами.
В отличие от остальных крупных игроков приватизированных железных дорог Великобритании, компании ROSCO не подлежат жесткому контролю со стороны государства. Предполагался самоконтроль за счет конкуренции, которая существует, но не во всех аспектах.
Разногласияправить | править код
С момента приватизации ROSCO подвергались критики с разных сторон, включая пассажирские операторские компании, такие как , Arriva и , которые обвиняют лизингодателей в олигополии для удержания лизинговых цен выше, чем они были бы на более конкурентном рынке. В 1998 году вице-премьер Джон Прескотт попросил железнодорожного регулятора провести расследование деятельности на этом рынке и дать рекомендации по улучшению конкуренции. Многие в то время верили, что Прескотт поддерживал более плотный контроль компаний ROSCO, возможно переведя их на контроль за контрактами, то есть необходимость согласования каждого лизингового договора до его вступления в силу. Однако рекомендации давали более мягкие требования к компаниям с рекомендацией придерживаться определённого кодекса взаимоотношений. Тем не менее в течение 5 лет после принятия этих практик не поступило ни одной жалобы на лизинговые компании.
Главные отрасли британской промышленности
Несмотря на постепенное снижение вклада в ВВП Соединенного Королевства от деятельности различных отраслей промышленности, на количестве произведенных продуктов это не отразилось. Так, Великобритания не только полностью обеспечивает свои внутренние потребности продукцией машиностроения, станкостроения, электротехнической, легкой и пищевой промышленности, но и ежегодно наращивает экспорт в другие страны.
По объему промышленного производства — 508,6 млрд долларов и 21,11 % задействованного трудоспособного населения – Великобритания в Европе уступает только Германии (1,1 трлн. долларов при 27,13 % занятых в промышленности).
Промышленность Великобритании отличает постепенное угасание старых вредных для экологии отраслей (металлургической, угледобывающей) и быстрое развитие новых, нацеленных на экспорт, — машиностроения, нефтеперерабатывающей промышленности, биотехнологической, аэрокосмической, химической, электронной и электротехнической, легкой промышленности. Именно в них наиболее активно внедряются новейшие технологии и более совершенное оборудование, используются прогрессивные методы управления.
Производство сельскохозяйственной и морской продукции
Сельское хозяйство Великобритании сегодня одно из самых продуктивных и механизированных в мире. По объему сельхозпродукции Соединенное Королевство занимает 6-е место.
Несмотря на то, что в сельскохозяйственных отраслях задействован лишь 1 % трудоспособного населения, они обеспечивают три четверти потребностей страны в высококачественных продуктах.
Для занятий сельским хозяйством пригодно 76 % всех земель. Традиционные животноводческие районы — Северная и Западная Англия, Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия (коневодство). Земледельческие районы — плодородные земли восточной и юго-восточной Англии с более теплым климатом.
Наиболее развитые сельскохозяйственные отрасли:
- Животноводство. Большое развитие получило мясомолочное скотоводство, беконное свиноводство, птицеводство, производство овечьей шерсти.
- Растениеводство: 60 % земель — пастбища с многолетними травами, 28 % – под зерновыми культурами, 12 % — под техническими.
- Рыболовство и аквакультура. В последние 10 лет наблюдается устойчивый рост производства аквакультуры. По объему выловленной рыбы Великобритания занимает 2-е место в Европе (после Испании) и первое — по выращенному атлантическому лососю, моллюскам, ракообразным. Британские рыбаки активно поддерживают выход государства из ЕС, поскольку это позитивно скажется на росте производства продукции и закроет конкурентам доступ к рыбным ресурсам Великобритании.
Добыча полезных ископаемых
Соединенное Королевство располагает многими видами полезных ископаемых, в том числе цветных металлов, железа.
- Во-первых, в Британии находятся самые большие запасы каменного угля в Западной Европе – более 200 млрд тонн.
- Во-вторых, начиная с 1960-х гг. на шельфе в западной части Северного моря были обнаружены значительные запасы нефти и природного газа. Разработка этих месторождений позволила Великобритании занять 16-ю позицию в списке мировых производителей нефти и значительно сократить импорт углеводородов.
- В-третьих, имеются большие запасы каменной и калийной соли (Чешир и Дарем).
- В-четвертых, в Корнуэлле разведаны и добываются открытым способом большие запасы каолина — белой глины, из которой производят фарфор (2-е место в мире после США).
- И, наконец, Британия обладает большим количеством нерудных строительных материалов: песка, глины, гравия.
Великобритания не может похвастаться значительными запасами дефицитных ресурсов. Но и не может пожаловаться на их полное отсутствие.
Сфера услуг и ее составляющие
Наиболее высокими темпами развивается в Соединенном Королевстве сфера услуг. Ведущими отраслями являются:
- Финансовая – с консультационными, управленческими, страховыми, юридическими, бухгалтерскими услугами.
- Информационная – консультирование в области IT-технологий.
- Деловые услуги – иссследования рынка, реклама, управленческие услуги.
- Сфера развлечений и туризма, включая гостиничные услуги. В 2017 г. иностранные туристы принесли британской экономике 51 млрд долларов США (5-е место в мире).
- Образовательные услуги — изучение английского языка, среднее и высшее образование.
- Транспортные услуги. Лондон является крупнейшим транспортным хабом в мире. В Королевстве большое развитие получили воздушный и морской транспорт; все части государства связаны автомобильным и железнодорожным сообщением.
Самолеты в Великобритании
Для преодоления коротких дистанций внутри страны более практично и дешево будет воспользоваться иными способами перемещения, нежели внутренними перелетами. Главными аэропортами являются Лондон, Бирмингем, Манчестер, Глазго и Эдинбург. Появление бюджетных авиакомпаний Ryanair и easyJet в лондонском аэропорту Гатвик, а также в аэропортах Лутон и Станстед привело к настоящему буму внутренних авиаперелетов и значительному снижению стоимости авиабилетов.
В Шотландии по лицензии компании British Airways работает компания Loganair, предназначенная для осуществления внутренних рейсов на территории между Шотландским нагорьем и островами, а также рейсов из аэропортов Глазго и Эдинбурга (билеты заказываются через веб-сайт компании British Airways).
Для того, чтобы получить лучшую цену на билет, рекомендуется заказывать билеты как можно раньше запланированного перелета
Важно иметь в виду, что большинство британских региональных аэропортов не связаны с железнодорожной сетью страны, сообщение с ближайшими городами осуществляется посредством дорогостоящих автобусных перевозок
Удостоверение личности с фотографией является необходимым документом для совершения внутреннего перелета на территории Соединенного Королевства.
Ниже приведен список компаний, предлагающих внутренние рейсы по территории Соединенного Королевства:
- British Airways — аэропорты Абердин, Барра, Бенбекула, Кампбелтаун, Эдинбург, Глазго, Инвернесс, Айлей, остров Мэн, Джерси, Керкуолл, Лондон, Лондон-Гатуик, Лондон-Хитроу, Лондондерри, Манчестер, Ньюкасл, Ньюки, Шетландские острова (Самбург), Стонвей, Тайри, Уик.
- FlyBE — аэропорты Абердин, Белфаст-Сити, Бирмингем, Бристоль, Кардифф, Донкастер-Шеффилд, Эксетер, Глазго, Гернси, Инвернесс, остров Мэн, Джерси, Лидс/Бредфорд, Ливерпуль, Лондон-Гатуик, Манчестер, Ньюкасл, Ньюки, Норидж, Саутгемптон, Саутенд.
- Eastern Airways — аэропорты Абердин, Бирмингем, Бристоль, Кардифф, Дарем, Хамберсайд, Инвернесс, остров Мэн, Лидс/Бредфорд, Манчестер, Ньюкасл, Норидж, Ноттингем Ист Мидлендс, Саутгемптон, Стонвей, Уик.
- easyJet — аэропорты Абердин, Белфаст-Интернешнл, Бристоль, Эдинбург, Глазго, Инвернесс, Ливерпуль, Лондон-Гатуик, Лондон-Лутон, Лондон-Станстед, Ньюкасл.
- Ryanair — аэропорты Абердин, Борнмут, Глазго-Престуик, Инвернесс, Ливерпуль, Лондон-Станстед, Лондондерри, Ньюки, Ноттингем Ист Мидлендс.
- Aurigny Air Services — аэропорты Олдерни, Бристоль, Гернси, Джерси, Лондон-Гаутик, Лондон-Станстед, Манчестер, Саутгемптон.
- Blue Islands — аэропорты Олдерни, Борнмут, Брайтон, Кардифф, Гернси, остров Мэн, Джерси, Саутгемптон.
- Loganair — аэропорты Эдей, Кирквелл, Норт-Роналдсей, Папа-Вестрей, Сендей, Стронсей, Вестрей.
- Isles Of Scilly Skybus — аэропорты Бристоль, Эксетер, остров Сцилла (Св. Марии), Ньюки, Саутгемптон.
- Jet2 — аэропорты Белфаст-Интернешнл, Блэкпул, Лидс/Бредфорд, Лондон-Гаутик, Ньюкасл.
- Thomsonfly — аэропорты Абердин, Бирмингем, Борнмут, Бристоль, Глазго, Донкастер-Шеффилд, Ист Мидлендс, Кардифф, Лидс, Лондон-Гатвик, ЛондонСтанстед, Лондон-Лутон, Манчестер, Ньюкасл, Норвич, Эдинбург, Эксетер.
- CityJet — аэропорты Данди, Лондон-Сити, Эдинбург.
- Air Berlin — аэропорты Абердин, Белфаст-Сити, Гернси, Глазго, Джерси, Лондон-Гатвик, Лондон-Сити, Лондон-Станстед, Лондон-Хитроу, Манчестер, Ньюкасл, Эдинбург.
- Air France — аэропорты Глазго, Лондон-Сити, Лондон-Гатвик, Лондон-Хитрой, Манчестер, Эдинбург.
- Atlantic Airways Faroe Islands — аэропорты Абердин, Лондон, Манчестер.
Регулирование
Сегодня автобусное сообщение для общественного транспорта в Великобритании регулируется множеством способов. Автобусные перевозки в Лондоне регулируются Transport for London . Автобусный транспорт в некоторых крупных мегаполисах регулируется Управлением пассажирского транспорта . Автобусный транспорт в любой точке страны должен соответствовать требованиям местного уполномоченного по дорожному движению и ехать до зарегистрированной службы. В условиях свободного рынка барьеры для входа в общественные автобусы должны быть как можно ниже.
Операторы служебных автобусов и туристических автобусов (PSV) должны иметь лицензию на эксплуатацию (лицензия «O»). В соответствии с лицензией O операторы регистрируются в Агентстве по обслуживанию транспортных средств и операторов (VOSA) под названием компании и, если применимо, под любыми торговыми наименованиями , и им выделяется максимальный размер парка, разрешенный для хранения в назначенных операционных центрах. Лицензия O требуется для каждой из 8 национальных зон движения, в которых оператор имеет операционный центр. Уменьшение распределения транспортных средств или отмена лицензии O может произойти, если будет установлено, что оператор действует в нарушение каких-либо законов или постановлений.
В Северной Ирландии автобусные и железнодорожные перевозки остаются государственными и предоставляются Translink .
На примере роста пассажиропотока автобусов, наблюдаемого в Лондоне в связи с изменениями, внесенными Transport for London , несколько сторон выступили за возврат к усилению регулирования автобусных перевозок по лондонской модели.
Закон о транспорте 2000 года содержит определенные положения о расширении сотрудничества между местными властями и операторами автобусов в целях принятия мер по улучшению обслуживания, такое сотрудничество ранее было запрещено законом о конкуренции. Согласно этому закону, было разрешено Партнерство по качеству автобусов, хотя это имело ограниченный успех. В Шеффилде было введено первое обязательное партнерство по качеству вдоль коридора Барнсли-роуд, а вскоре в Барнсли — партнерство, охватывающее трассу A61 (север) и новую развязку Барнсли. В Кардиффе также использовалось Законодательное партнерство по качественным автобусным маршрутам с введением новых автобусов на маршрутах Cardiff Bus . Закон также включает меры, позволяющие регистрировать услуги по изменяющимся маршрутам в качестве транспорта с учетом спроса.
В 2004 году в правила были внесены поправки, позволяющие полностью гибко реагировать на потребности в автобусных перевозках.
В предлагается внести изменения в правила, касающиеся движения автобусов .
Общественный транспорт в Великобритании
Крупнейшим транспортным узлом с огромной инфраструктурой является столица Великобритании – город Лондон. В этом огромной мегаполисе с точностью швейцарских часов курсируют всевозможные виды транспорта, основным из которых является знаменитая лондонская подземка. Начинает свою работу общественный транспорт Лондона в 4-5 утра, а заканчивает в час ночи.
Британская подземка
Метрополитен Лондона состоит из 12 линий, существенно отличающихся друг от друга в силу разных периодов его строительства. Схема метро достаточно путанная, поэтому стоит быть очень внимательным при планировании маршрута. Наиболее выгодным способом оплаты будет приобретение проездных карточек, стоимость которых меняется в зависимости от числа зон, в которых по ним можно перемещаться. Всего Лондон поделен на 6 зон. Стоимость проезда на один день по одной зоне составляет 7,20 фунта, а по 6 – 14,80 – экономия налицо. Недельные проездные карты соответственно стоят дороже. Заметим, что эти карточки действительны не только для проезда в метро, а еще и на рейсовых автобусах (за исключением поездок в аэропорт и на экскурсии).
Карта метро г. Лондон (нажмите для просмотра)
Карта лондонского метро
Легкое метро
Этот вид транспорта хорошо развит в британской столице и является хоть и слабой, но развивающейся альтернативой метро. В данный момент данный вид транспорта представлен составами вместимость 250 человек, управляемых без участия человека. Движение осуществляется по четырем линиям. Проездные документы для легкого метро действительны для обычного метро, так и наоборот.
Трамвай
Данный вид электротранспорта курсирует по трем маршрутам на юге Лондона (район Croydоn). Стоимость проезда составляет 2 фунта, а в Wimbledon – 4 фунта.
Железнодорожный транспорт
Великобритания обладает большой сетью железных дорог, которая к тому же еще и является самой старой в мире. Разбег в ценах на проезд разных компаний очень велик, да и качество предоставляемых услуг сильно разнится. Отдельным пунктом стоит знаменитый туннель под Ла-Маншем, соединяющим континент с Великобританией, по которому движутся скоростные поезда, интегрированные в британскую транспортную систему.
Авиационный транспорт
В Великобритании пять основных аэропортов: Лондон, Бирмингем, Манчестер, Глазго и Эдинбург. Важный момент заключается в том, что между аэропортами и городами почти нигде не железнодорожного сообщения, а есть не очень дешевле автобусное. Перемещаться по стране на самолетах очень удобно и комфортно.
Водный транспорт
Континентальную часть Европы и Великобританию соединяют между собой множество паромных линий, время поездки по маршруту из Дувра в Кале не превышает полутора часов. По Темзе курсирует большое число популярных у туристов судов разной вместимости.
Такси в Великобритании
Такси существует двух типов – черные кэбы (более дорогие) и миникэбы, которые отличаются количеством перевозимых пассажиров и методами оплаты и заказа. Например “миникэб” работает без счетчика, и его можно заказать только предварительно по телефону. Заранее уточняйте стоимость поездки.
Прокат авто
В Великобритании ведут свою деятельность как крупные международные (Europcar, AutoEurope, AutoEurope, Hertz), так и национальные компании, предоставляющие услуги проката автомобилей. Стоимость аренды наиболее высокая летом и зимой. Техническое состояние автомобилей хорошее. Для примера, в Лондоне суточная стоимость проката составит около 50$, а недельная – около 200$. Дополнительно оплачивается налог в размере 17,5%.
Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует ( за высокий процент с отелей — платим мы!). Я давно использую Румгуру, реально выгодней Букинга.
А за билетами — в авиасейлс, как вариант. О нем известно давно . Но есть поисковик лучше — скайсканнер — рейсов больше, цены ниже! .
И наконец, главное. Как отправиться в поездку, совершенное не заморачиваясь? Приобрести пакетный тур. Это такая штука, куда входит перелет, проживание, питание и куча других плюшек за хорошие деньги .
Высокоскоростные поезда
Обзор главных линий Великобритании.
Southeastern British Rail Class 395 на Лондонском Сент-Панкрас.
Высокоскоростные железные дороги (со скоростью более 200 км/ч) впервые появились в Великобритании в 1970-х в эпоху British Rail. Компания вела исследования в двух направлениях: развитие технологии поездов с наклоняемым кузовом (, APT) и развитие обычных скоростных дизельных поездов (High Speed Train, HST). Проект APT был отменен, а проект HST был введен в эксплуатацию в качестве локомотивов . Сам прототип, установил мировой скорости для тепловозов в 230,4 км/ч, однако составы использовались в стандартных перевозках с ограничением скорости в 201 км/ч (125 миль/ч) и появлялись постепенно на основных линиях страны, с последующий ребрендингом в InterCity 125. После электрификации высокоскоростные перевозки Британии пополнились , предназначенными для перевозки со скоростью до 225 км/ч, поэтому получившие бренд InterCity 225. Однако со временем эти поезда также были ограничены в скорости до 201 км/ч из соображений безопасности. Последней попыткой развития этого направления British Rail был отмененный проект InterCity 250, разрабатывавшийся в 1990-е годы для .
Первым применением высокоскоростных поездов со скоростью до 300 км/ч в Британии стала железная дорога Евротоннеля (ныне известная как High Speed 1), когда была завершена первая фаза строительства в 2003 году. На линии используются поезда Eurostar British Rail Class 373.
В период после приватизации планы по повышению скорости на West Coast Main Line до 225 км/ч были отменены, однако поезда с наклоняемым кузовом British Rail Class 390 Pendolino, разработанные для этих скоростей, все же были построены и введены в эксплуатацию в 2002 году и работают с ограничением в 201 км/ч. Также до этой скорости были улучшены и другие маршруты страны с постепенным вводом в эксплуатацию с по 2005 годы Adelante и (классы 220, 221 и 222).
После постройки первого British Rail Class 395 для использования частично по путям High Speed 1, частично на остальной сети, в декабре 2009 года появился первый внутренний маршрут со скоростью выше 201 км/ч (около 227 км/ч), использовавшийся также для специального олимпийского маршрута Olympic Javelin во время Летних Олимпийских игр 2012. Эти маршруты обслуживаются Southeastern.
После проведения нескольких исследований и консультаций правительство Великобритании объявило о проекте , создав компанию для проведения анализа осуществимости проекта, прокладки маршрута и поиска финансирования. Проект основывается на том, что это будут построенные с нуля высокоскоростные пути из Лондона в Западный Мидленд через Хитроу для облегчения нагрузки на , использующие обычный высокоскоростной поезд, а не маглев. Подвижной состав также должен иметь возможность использовать и уже существующие пути Network Rail при необходимости.
По состоянию на август 2009 года самыми быстрыми поездами Великобритании, способными развивать скорость выше 201 км/ч были:
Название | Класс Локомотива | Тип | Максимальная достигнутая скорость (км/ч) | Максимальная проектная скорость (км/ч) | Максимальная скорость на маршрутах (км/ч) |
---|---|---|---|---|---|
Eurostar | Class 373 | Электропоезд | 334.7 | 300 | 300 |
Javelin | Class 395 | Электропоезд | 225 | 225 | 225 |
InterCity 225 | Электровоз | 261 | 225 | 200 | |
Pendolino | Class 390 | Электропоезд | 234 | 225 | 200 |
InterCity 125 | Class 43 (HST) | Тепловоз | 238 | 200 | 200 |
Adelante | Дизель-поезд | 200 | 200 | 200 | |
Дизель-электрический | 200 | 200 | 200 | ||
Дизель-электрический | 200 | 200 | 200 | ||
Meridian/Pioneer | Дизель-электрический | 200 | 200 | 200 | |
Class 67 | Тепловоз | 200 | 200 | 200 |
В 2011 году самым быстрым перегоном по расписанию Британии на домашних маршрутах был маршрут Hull Trains в 7.30 Кингс-Кросс-Халл, который проезжает 125,4 км от Стивениджа до Грантема за 42 минуты со средней скоростью 179,1 км/ч. Состав ведом дизель-поездом , идущим по электрифицированным путям. Тем не менее этой же скорости достигают несколько поездов маршрута Лидс-Лондон, если не учитывать 2 минуты на дозаправку, также включенных в общее расписание.
Железнодорожные станции
Фасад вокзала Виктория.
Станция Вестбери оператора .
На железнодорожной сети Network Rail расположено 2 516 пассажирских станций. В это число не входят станции метрополитенов и других линий, отделенных от основной сети. Большинство станций появилось ещё в Викторианскую эпоху в центральных районах городов. Основные станции и вокзалы расположены в крупных городах, в центрах крупных агломераций (например Ливерпуль, Бирмингем, Бристоль, Кардифф, Эдинбург, Глазго, Манчестер) часто расположено несколько вокзалов. Лондон является сердцем всей железнодорожной сети, где 12 вокзалов формируют кольцо вокруг центра города. Бирмингем, Лидс, Манчестер, Глазго, Бристоль и Рединг являются крупными пересадочными пунктами для маршрутов страны без посещения Лондона. Однако некоторые важные железнодорожные узлы расположены и в небольших городах, например в Йорке, Кру и Или. Железные дороги стали причиной появления некоторых городов. Суиндон был лишь маленькой деревушкой до того, как Great Western Railway построило здесь свой локомотивный цех. Во многих случаях географические, политические или военные причины заставляли строить станции на удалении от города, который они обслуживали (например станция Портсмута первоначально располагалась в Госпорте).
Основные виды транспорта
В общем виды транспорта по-английски звучат как «means of transport». А теперь более подробно о том, как сказать «поезд» на английском или на чём можно передвигаться по миру:
автобус | bus | |
такси | taxi | |
поезд | train | |
автомобиль | car / auto / autombile | / / |
мотоцикл | motorcycle / motorbike | / |
метро | subway / underground | / |
снегоход | snowmobile | |
троллейбус | trolleybus | |
трамвай | tram | |
туристический междугородний автобус | coach | |
грузовик | lorry / truck | / |
велосипед | bike / bicycle | / |
тележка, фургон | wagon |
корабль | ship | |
пароход | steamer steamboat steamship | |
паром | ferry | |
лодка | boat | |
теплоход | motor ship | |
яхта | yacht | |
судно | vessel |
самолёт | plane / airplane | / |
вертолёт | helicopter | |
воздушный шар | balloon / aerostat | / |
Напомним о разнице между американским английским (AmE) и британским (BrE). Старайтесь ориентироваться на тот вариант, который ближе вашему собеседнику.
Высокоскоростные поезда[править | править код]
Обзор главных линий Великобритании.
Southeastern British Rail Class 395 на Лондонском Сент-Панкрас.
Высокоскоростные железные дороги (со скоростью более 200 км/ч) впервые появились в Великобритании в 1970-х в эпоху British Rail. Компания вела исследования в двух направлениях: развитие технологии поездов с наклоняемым кузовом (, APT) и развитие обычных скоростных дизельных поездов (High Speed Train, HST). Проект APT был отменен, а проект HST был введен в эксплуатацию в качестве локомотивов . Сам прототип, установил мировой скорости для тепловозов в 230,4 км/ч, однако составы использовались в стандартных перевозках с ограничением скорости в 201 км/ч (125 миль/ч) и появлялись постепенно на основных линиях страны, с последующий ребрендингом в InterCity 125. После электрификации высокоскоростные перевозки Британии пополнились , предназначенными для перевозки со скоростью до 225 км/ч, поэтому получившие бренд InterCity 225. Однако со временем эти поезда также были ограничены в скорости до 201 км/ч из соображений безопасности. Последней попыткой развития этого направления British Rail был отмененный проект InterCity 250, разрабатывавшийся в 1990-е годы для .
Первым применением высокоскоростных поездов со скоростью до 300 км/ч в Британии стала железная дорога Евротоннеля (ныне известная как High Speed 1), когда была завершена первая фаза строительства в 2003 году. На линии используются поезда Eurostar British Rail Class 373.
В период после приватизации планы по повышению скорости на West Coast Main Line до 225 км/ч были отменены, однако поезда с наклоняемым кузовом British Rail Class 390 Pendolino, разработанные для этих скоростей, все же были построены и введены в эксплуатацию в 2002 году и работают с ограничением в 201 км/ч. Также до этой скорости были улучшены и другие маршруты страны с постепенным вводом в эксплуатацию с по 2005 годы Adelante и (классы 220, 221 и 222).
После постройки первого British Rail Class 395 для использования частично по путям High Speed 1, частично на остальной сети, в декабре 2009 года появился первый внутренний маршрут со скоростью выше 201 км/ч (около 227 км/ч), использовавшийся также для специального олимпийского маршрута Olympic Javelin во время Летних Олимпийских игр 2012. Эти маршруты обслуживаются Southeastern.
После проведения нескольких исследований и консультаций правительство Великобритании объявило о проекте , создав компанию для проведения анализа осуществимости проекта, прокладки маршрута и поиска финансирования. Проект основывается на том, что это будут построенные с нуля высокоскоростные пути из Лондона в Западный Мидленд через Хитроу для облегчения нагрузки на , использующие обычный высокоскоростной поезд, а не маглев. Подвижной состав также должен иметь возможность использовать и уже существующие пути Network Rail при необходимости.
По состоянию на август 2009 года самыми быстрыми поездами Великобритании, способными развивать скорость выше 201 км/ч были:
Название | Класс Локомотива | Тип | Максимальная достигнутая скорость (км/ч) | Максимальная проектная скорость (км/ч) | Максимальная скорость на маршрутах (км/ч) |
---|---|---|---|---|---|
Eurostar | Class 373 | Электропоезд | 334.7 | 300 | 300 |
Javelin | Class 395 | Электропоезд | 225 | 225 | 225 |
InterCity 225 | Электровоз | 261 | 225 | 200 | |
Pendolino | Class 390 | Электропоезд | 234 | 225 | 200 |
InterCity 125 | Class 43 (HST) | Тепловоз | 238 | 200 | 200 |
Adelante | Дизель-поезд | 200 | 200 | 200 | |
Дизель-электрический | 200 | 200 | 200 | ||
Дизель-электрический | 200 | 200 | 200 | ||
Meridian/Pioneer | Дизель-электрический | 200 | 200 | 200 | |
Class 67 | Тепловоз | 200 | 200 | 200 |
В 2011 году самым быстрым перегоном по расписанию Британии на домашних маршрутах был маршрут Hull Trains в 7.30 Кингс-Кросс-Халл, который проезжает 125,4 км от Стивениджа до Грантема за 42 минуты со средней скоростью 179,1 км/ч. Состав ведом дизель-поездом , идущим по электрифицированным путям. Тем не менее этой же скорости достигают несколько поездов маршрута Лидс-Лондон, если не учитывать 2 минуты на дозаправку, также включенных в общее расписание.