Благовещенский собор московского кремля — древнейший памятник русской старины

Отзывы

  • Уникальный город, почти полностью выполненный в одном…
  • В ноябре 2012 года совершили незабываемый экскурсионный…
  • Венеция ни с чем не сравнима. Мне кажется, нет такого…

Все отзывы о Сиене

Легенды и мифы Кремля

Испокон веков Московский Кремль был не только символом безграничной власти государя, но и местом, о котором слагали предания. За долгую историю о кремлевских храмах и башнях было создано столько легенд, что хватило бы на целую книгу.

Самые известные предания рассказывают о тайных подземельях и подземных ходах. Считается, что они были придуманы итальянскими архитекторами, проектировавшими и строившими кремлевские стены и башни. Множество подземных помещений сохранилось под бывшим Чудовым монастырем, который до 1930-х годов располагался в восточной части Кремлевского холма. Это переходы, внутренние помещения храмов и длинные галереи. На сегодняшний день часть из них затоплена подземными водами.

Вечный огонь у стен Кремля

Среди москвичей ходят слухи, что раньше от каждой из башен Кремля наружу вели разветвленные подземные ходы. Такие же тайные проходы соединяли все царские дворцы. Когда в 1960-е годы строители взялись рыть большой котлован для Государственного Кремлевского дворца, они обнаружили три подземных прохода, построенные в XVI веке. Подземелья были настолько широкими, что по ним можно было проехать на телеге.

Подземные ходы находили во время каждой крупной реконструкции. Чаще всего пустоты, провалы и лабиринты в целях безопасности замуровывали или просто заливали бетоном.

Спасская башня

Одна из тайн Московского Кремля также связана с его подземельями. Вот уже несколько столетий историки и археологи бьются над загадкой исчезновения библиотеки Иоанна IV Грозного, которую также называют Либерией. Уникальное собрание древних книг и рукописей русский государь получил по наследству от своей бабки Софьи Палеолог, которой эти книги достались в качестве приданного.

В исторических документов существует опись библиотеки, состоящей из 800 томов, однако само собрание бесследно исчезло. Некоторые исследователи убеждены, что оно сгорело при пожаре или пропало во времена Смуты. Но многие уверены, что библиотека цела и спрятана в одном из кремлевских подземелий.

Вид на Успенский, Благовещенский соборы и Соборную площадь

Нахождение книг в хранилищах, расположенных под землей, не было случайностью. Когда в 1472 году Софья Палеолог приехала в город, она увидела к каким страшным последствиям привел пожар, бушевавший в Москве двумя годами ранее. Поняв, что привезенная ею библиотека может легко погибнуть в огне, Софья приказала оборудовать под хранилище просторный подвал, который находился под кремлевским храмом Рождества Богородицы. После этого ценную Либерию всегда держали в подземельях.

Вид на Соборную площадь и колокольню Ивана Великого

ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА

Иван III пригласил итальянских инженеров Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари для строительства княжеского дворца, какого еще не было на Руси. Уже в 1485 г. Марко Руффо начинает возводить Казенную палату, которая предназначалась для хранения казны, затем Марко заканчивает Набережную палату, которая становится первым зданием на княжеском дворе. Но венцом всего замысла должна была стать Грановитая палата, задуманная как один огромный парадный зал.

Здание должно было производить ошеломляющее впечатление и на иностранных послов, и на подданных. Расписали Грановитую палату только при царе Федоре Иоанновиче, на стенах есть посвященная ему композиция. Главная идея — прославление царской власти, напоминание о предках и религии. Входили в палату через Святые сени, в которые государь поднимался по Красному крыльцу. Когда был введен обряд царского венчания, именно по его устланным коврами ступеням поднимался царь, приняв в Успенском соборе корону из рук патриарха. Отсюда кланялся в пояс народу.

Имелась особая потайная комната для цариц, которым запрещалось присутствовать на церемониях, но они могли следить за происходившим через специальное окошко. В Грановитой палате проходили все торжественные церемонии и государственные мероприятия: объявлялось имя престолонаследника, заседали земские соборы, отмечались победы русского войска. В 1552 г. Иван Грозный праздновал здесь взятие Казани, в 1709 г. Петр I — полтавскую победу и в 1721 г. — заключение Ништадтского мира, означавшего конец Северной войны.

В красном углу палаты стоял резной царский трон из темного дуба, на котором монарх восседал во время официальных торжеств. Начиная с XVIII в. нижний этаж палаты использовался в качестве караульного помещения, а в XIX в. стал гауптвахтой. Сейчас в нем размещается резиденция патриарха Московского и всея Руси.

Как добраться до Демре

Анталия расположена от Демре в 150 километрах. Именно там находится ближайший к древнему городу аэропорт, где можно арендовать автомобиль и отправиться в Демре по трассе D400. Увидите указатель на Миру, поворачивайте и попадете в конечную точку вашего путешествия. Трасса D400 проложена по побережью Ликии. Ее восточная часть начинается в Анталии, а на западе она завершается в Фетхие. Эта дорога также соединяет древний город с Олимпосом, Финике, Кашем и Калканом.
Если вы находитесь в Каше, то можете сесть на автобус и за час добраться до Демре за десять турецких лир. Анталия расположена от древнего города в 2,5 часах езды на автобусе. Автостанция находится в центральной части Демре, рядом с церковью Св. Николая Чудотворца.
К городу также проложен экстремальный Ликийский путь – трекинговая тропа протяженностью 509 километров. Расстояние от Финике до Демре по ней 30 километров. Если вы соберетесь отправиться в древний город по Ликийскому пути, помните, что в дороге вас будет окружать дикая местность.
Большой популярностью у туристов, отдыхающих в Анталии, пользуется экскурсия с посещением Демре, Миры и Кековы. В гостиницах билеты на нее продают приблизительно по 50 долларов, а уличные агентства предлагают их по 25-30 долларов. На экскурсию у вас уйдет целый день. Предполагается ранний выезд из гостиницы Анталии и трехчасовая поездка до Демре, во время которой вы узнаете много интересного об истории проплывающих за вашим окном мест. Экскурсия предполагает посещение древней Миры, церкви Св. Николая, вкусный обед, небольшой шоппинг и катание на туристическом судне с осмотром затонувшего города Кекова.

История

Известно, что на Боровицком холме, где сегодня находится главный символ Москвы, первые поселения возникли еще в бронзовом веке. Здесь жили финно-угорские племена, которых сменили вятичи. К началу X века на этой территории появилось большое укрепленное городище — находясь на пересечении двух сухопутных трактов, оно активно росло и развивалось.

В 1156 году князь Юрий Долгорукий основал здесь деревянную крепость, однако вместе с другими зданиями она была уничтожена во время татаро-монгольского нашествия. Позже дубовые башни и крепостные стены возвели заново, а во время правления Ивана Калиты был построен и первый каменный храм — прототип нынешнего Успенского собора.

Картина «Московский Кремль при Иване Калите» 1921. А.М. Васнецов

В 1367 году Московский Кремль, который существовал все еще в виде деревянной крепости, окружили мощные стены из белого известкового камня — с тех пор его стали называть «белокаменным». А с 1485 года и в течение следующего десятилетия здесь одна за другой появились знаменитые башни и дворцы. Князь Иван III начал с реконструкции обветшалого Успенского собора, а завершил дело перестройкой всего Кремля, после чего тот приобрел близкий к современному архитектурный облик.

Картина «Вид Московского Кремля», 1879. П.П. Верещагин

Для обновления крепости были приглашены итальянские архитекторы: Аристотель Фиораванти строил новый Успенский собор, взяв за образец одноименный храм во Владимире, а зодчие Марко Руффо (Фрязин) и Пьетро Солари проектировали Грановитую палату. Зданиями Большого Кремлевского дворца и Троицкой башни тоже занимался итальянский мастер — Алоизио да Карезано, в России известный как Алевиз Фрязин. Одновременно шло строительство новых крепостных стен, и вместо прежнего белокаменного постепенно вырастал современный красный Московский Кремль.

Интересно: старинные белокаменные блоки до сих пор лежат в основании кремлевских стен — они были обнаружены внутри кирпичной кладки при реставрации в конце 40-х и в 70-х годах.

Еще один пик строительства на территории Кремля пришелся на период правления Романовых в начале XVII века. В это время были обновлены и надстроены практически все кремлевские башни, появился Теремной дворец и Чудов монастырь, а сама крепость снова побелела от покраски известью. При Петре I царская резиденция переехала в Санкт-Петербург, но и Москва не осталась заброшенной: после пожара был построен Арсенал, а вокруг крепости выросли бастионы.

Картина «Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века» 1922. А.М. Васнецов

Серьезные испытания Московскому Кремлю пришлось перенести в  начале XIX века во время пришествия Наполеона. Отступая из Москвы, он приказал взорвать его дворцы и башни. Не все заминированные здания взлетели на воздух, однако  несколько башен и Арсенал все же пришлось восстанавливать практически с нуля.

Картина «Вид Московского Кремля (со стороны Устьинского моста)» 1818, М.Н. Воробьев

Еще раз серьезно пострадал Кремль в первые годы советской власти, когда из 54 зданий, существовавших внутри крепости, осталось 26, да и те превратили в жилые и правительственные помещения. Как несложно догадаться, особенно досталось церквям и монастырям: были разрушены Чудов и Вознесенский монастырь, снесены древнейший Собор Спаса на Бору и Церковь Благовещения.

Фотография Московского Кремля до 1935 года с орлами на башнях

В 1935 году двуглавых орлов на главных кремлевских башнях заменили вначале медными, а после — рубиновыми звездами. Эти звезды из рубинового стекла с размещенной внутри подсветкой мы видим и сейчас. Они были погашены всего дважды за свою историю: во время Великой Отечественной войны и при съемках эпизода фильма «Сибирский цирюльник».

Рубиновые звезды Кремля

С 1955 года Кремль перестал быть закрытым объектом — в большую часть исторических зданий открыли доступ туристам. С тех пор здесь было организовано несколько музеев, а в 1990 году вся крепость как исторический объект была внесена в международный список ЮНЕСКО.

Панорама Московского Кремля

Интересно: Спасская башня названа именно так в честь иконы Спаса Смоленского, установленной над Спасскими воротами в незапамятные времена. Есть легенда, что Наполеон, проходя через эти ворота, не захотел обнажить голову перед иконой, но ветер сорвал с него треуголку. В советские годы икона считалась утерянной, однако в 2010 году ее обнаружили под слоем штукатурки, и сегодня она вновь на своем законном месте.

Надвратная икона Спаса Смоленского

Другие достопримечательности Кремля

    • Большой Кремлевский дворец построен в 1849 году. Над проектом дворца работала группа российских архитекторов. Сооружение строилось, как временная резиденция царской семьи. Сегодня здание дворца – режимный объект и государственное учреждение. Дворец закрыт для свободного доступа, экскурсии не проводятся.
  • Оружейная палата расположена в здании, построенном в XIX столетии. Оно входило в комплекс Кремлевского дворца. В музее 9 залов с очень интересными экспозициями. Самый известный экспонат музея – шапка Мономаха. В музее представлены историческая одежда, драгоценные изделия, кареты, царский трон, историческое оружие и многое другое.
  • Царь-пушку отлили для военных целей, но это оружие никогда не стреляло. Хотя в 80-х годах сотрудники Академии им. Дзержинского провели исследование канала пушки и по ряду признаков заключили, что как минимум один выстрел из этого орудия был произведен. Как бы там ни было, Царь-пушка давно стала достопримечательностью, которая привлекает множество туристов.
  • Царь-колокол был изготовлен в XVIII веке. Сегодня он, как и Царь-пушка является довольно популярной туристической достопримечательностью. Не совсем понятно его первоначальное назначение, так как по прямому назначению колокол никогда не использовался из-за слишком большого веса (202 т).

Это интересно. В 1941 году в огромном колоколе разместили узел связи. Для маскировки колокол был перекрашен.

Алмазный фонд расположен в двух залах в Оружейной палате. Экспонаты музея выложены в витринах. Посетители могу увидеть, как драгоценные самородки, так и изумительные ювелирные изделия. По отзывам туристов, экспозицию этого музея стоит увидеть.

Архитектурный ансамбль и достопримечательности Красной площади

Главная особенность архитектурного ансамбля — это удивительное соседство старинной крепости, огромного магазина, храма и нескольких исторических зданий. Каждое строение — самостоятельная достопримечательность Красной площади в Москве.

Московский Кремль и Государственный исторический музей

Московский Кремль — одна из крупнейших крепостей Европы, которая столетиями служит главной резиденцией руководителей государства.

Также представляет собой большой музейный комплекс, открытый для посещений. Особый интерес для гостей и жителей города представляют:

  • Александровский сад;
  • Оружейная палата;
  • Спасская башня;
  • Грановитая палата;
  • Алмазный фонд.

В Александровском саду можно прикоснуться к шедеврам литейного искусства — Царь-колоколу и Царь-пушке.

Музейные коллекции Кремля позволяют близко познакомиться с историей не только столицы, но и всей России.

Государственный исторический музей — большое здание из красного кирпича на севере Красной площади. Его музейные коллекции включают в себя около 5 миллионов предметов.

ГУМ — главный магазин в центре Москвы

ГУМ по праву называют главным универмагом Москвы. Он определяет восточную границу Красной площади и привлекает огромное количество туристов своей архитектурой в псевдорусском стиле, обилием современных магазинов (более 1 000), многочисленными кафе и зонами отдыха. Нередко здесь проводят культурные мероприятия, выставки, ярмарки.

Главный вход расположен по центру огромного здания, которое стоит параллельно Кремлю.

Мавзолей Ленина и Некрополь

Мавзолей Ленина, где лежит тело вождя мирового пролетариата, находится перед Сенатской башней московского Кремля. Выполнено из кирпича и железобетона, облицовано гранитом. Отсылает к одним из самых значимых исторических событий в стране.

Некрополь — это главное мемориальное кладбище столицы. Здесь захоронены урны с прахом военных, знаменитых космонавтов, летчиков и видных государственных деятелей. За каждым установленным на могиле памятником посажена роскошная голубая ель. Узнать краткую информацию о погребенных можно на мемориальных досках.

Храм Василия Блаженного и Казанский собор

Храм Василия Блаженного возведен в середине XVI века, является действующим, знакомит посетителей с историей православной Руси. Здание поражает красками и оригинальным архитектурным решением

Особое внимание привлекают одиннадцать луковичных куполов, выдержанных в различных цветовых решениях

Казанский собор выглядит в разы скромнее. Является архитектурной копией своего старинного, но снесенного предшественника. Главное украшение фасадов — килевидные большие и маленькие кокошники.

Исторические здания и постройки

К числу значимых для истории Красной площади построек относятся:

  • Дом губернского правления — был построен в XVIII веке для Московского губернского правления; неоднократно реставрировался и сегодня фасад оформлен в стиле классицизм.
  • Краснокирпичное здание бывшей Мосгордумы — построено в конце XIX века, по архитектурному решению созвучно Государственному историческому музею, филиалом которого теперь и является.
  • Воскресенские ворота — через торжественную двухарочную конструкцию к главным достопримечательностям Москвы можно попасть с Манежной площади.

Это относительно молодые по историческим меркам строения, однако они несут на себе неизгладимый след ушедшей эпохи.

Царь-пушка

  • Царь-пушка стоит в Кремле на старинном лафете из чугуна недалеко от церкви Двенадцати Апостолов
  • Пушка знаменита не только гигантскими размерами, это образец литейного мастерства с художественным декором
  • Орудие является самым выдающимся произведением литейного искусства в России

История строительства Благовещенского собора Московского Кремля

Точная дата возведения самого первого варианта Благовещенского собора историкам хорошо известна — это 1397 год. Инициатором постройки выступил князь Василий I, сын знаменитого Дмитрия Донского. Храм был построен из дерева и в старину назывался храмом «Благовещения, что на Сенях». Дело в том, что в то время здание храма было выстроено около сеней княжеского дворца, отсюда он и получил свое название. Известно, что тогда храм был расписан специально приглашенными мастерами-иконописцами, среди которых были Андрей Рублев, некий Прохор из Городца и Феофан Грек.

Во второй половине 15 века, когда со дня основания Благовещенского храма прошло 100 лет, его решили перестроить. На практике это свелось к тому, что старый храм из дерева был снесен, и на его месте возведен новый — из камня. Да, в то время приглашенные итальянские мастера уже вовсю занимались постройкой каменных строений Московского Кремля. Казалось бы, что и нет необходимости искать кого-то другого: ведь итальянцы — лучшие в мире специалисты по камню! Тем не менее на высочайшем уровне был отдан приказ поручить строительство Благовещенского храма нашим архитекторам — Кривцову и Мышкину.

Вид на собор с Боровицкой улицы

Если читатель еще не знает, это те самые Кривцов и Мышкин, которые построили в свое время Успенский собор Московского Кремля, рухнувший во время землетрясения случившегося в Москве 20 мая 1474 года.

Однако их невиновность была полностью доказана, и доказана специальной комиссией. Были найдены незначительные недостатки, но для обвинения мастеров этого было явно мало. Кстати, перед нашими мастерами в связи со строительством нового Благовещенского собора была поставлена очень сложная задача. Этот каменный храм нужно было точно вписать в тот архитектурный комплекс, над которым работали итальянцы.

Дата закладки нового храма — 1484 год и уже в 1489 году строительные работы были завершены. В тот же год храм был освящен митрополитом Геронтием.

История строительства Верхоспасского собора

С незапамятных времен у великих князей и царей было принято устраивать молельные места прямо в тех местах, где они жили. Потому что публичное посещение первыми лицами государства религиозных учреждений в обычных приходах не всегда было удобным по причине излишнего людского внимания да и из соображений безопасности.

Так появились царские домовые храмы. В XVII веке в Кремле было уже несколько таких церквей, освященных в честь великомученицы Екатерины, Спаса Нерукотворного, Святой Евдокии и Крестовоздвижения (или Распятия Христова). Все они имели разный размер и стояли с восточной стороны на подклетах большого Теремного дворца.

Самой старой была кирпичная Екатерининская церковь. Ее возвели в 1627 году на месте сгоревшего деревянного храма. Руководил строительством английский архитектор, так называемый палатный мастер, Джон Талер. Церковь Екатерины располагалась на одном уровне с Золотой Царицынской палатой и примыкала к ней с севера. Этот храм был главным на женской половине, и в нем традиционно молились царица и царевны. Здесь они слушали очистительные молитвы после родов и во время постов.

Спустя несколько лет, в 1635-1636 годах, при участии знаменитых зодчих Бажена Огурцова, Трефила Шарутина, Антипа Константинова и Лариона Ушакова возвели церковь Спаса Нерукотворного. Она стала домовым храмом, предназначенным для царя и царевичей.

В 1654 году сверху к Екатерининской церкви была пристроена церковь Святой Евдокии. Она, как и Екатерининский храм, служила для домашних молитв царицы и ее дочерей, то есть была женской церковью. В 1681 году храм Евдокии переосвятили в честь Воскресенья Словущего. Самой последней, в 1681 году, построили Распятскую церковь. Ее небольшие помещения, занимающие всего 25 кв. м, оказались выше всех остальных теремных храмов.

В конце XVII века было принято решение объединить все домовые храмы в одно здание. Руководить этой непростой реконструкцией поставили одного из авторитетнейших московских зодчих своего времени Осипа Дмитриевича Старцева. Он родился в семье потомственных строителей, и большую практическую школу получил от своего отца Дмитрия Михайловича, который строил Гостиные дворы в Архангельске и Троицкую башню Московского Кремля.

К 1682 году Осип Старцев с успехом провел коренную перестройку фасада зданий и их внутреннего устройства. Верха всех церквей выровняли общим карнизом и покрыли единой медной кровлей. По преданию, ее выковали из обесценившихся медных денег. Изящные барабаны украсили поливными многоцветными изразцами, которые сделали по рисункам мастера из Новоиерусалимского монастыря – старца Ипполита. И новый одиннадцатиглавый собор приобрел тот облик, который известен нам сегодня.

Внутреннее убранство

Росписи, что мы видим в Успенском соборе Московского Кремля сегодня, — появились здесь во времена Михаила Романова, в XVII веке. Первое, что поражает, это золотой свет, идущий со сводов и стен.

Сами стены Успенского собора свидетельствуют о божественной природе царской власти. В наиболее емкой форме эту идею выразил Иван Грозный, объявив в послании польскому королю Стефану Баторию, что власть дана ему:

Насчет «человечества» — это про Польшу, где королей избирал сейм.

Золотой цвет стенописи придавал процессу восхождения государей на трон некое божественное одобрение. И хотя сюжет настенных росписей — история девы Марии, именно золотое сияние создает атмосферу Успенского собора Московского Кремля.

Всего за годы существования храма в нем 21 раз провозглашался новый правитель. До конца XVII века церемония эта называлась венчанием на царство, а с началом петровских реформ — коронацией. Три из них запомнились особо: Лжедмитрия в 1605 году, сразу двух братьев — Ивана V и Петра I — в 1682-м, Анны Иоанновны в 1730-м. Но и прочие церемонии, проходившей в стенах Успенского собора Московского Кремля становились грандиозными событиями своего времени.

Иконостас

Коронации проходили не каждый день. А вот Богу люди молились ежедневно. Вплоть до Революции Успенский собор Московского Кремля — основной центр притяжения русского православия. А средоточие духовного напряжения молящихся в храме — его иконостас.

Величественный иконостас Успенского собора был создан на месте изначальной алтарной преграды повелением патриарха Никона. Пять его ярусов убраны позолотой, что добавляло торжественного великолепия проходившим здесь службам.

Слева от Царских врат в особом киоте со дня освящения собора и до революционного разгула «народных масс» в 1918-м находилась величайшая святыня Древней Руси — икона Владимирской Божьей Матери. С 1158 года считалась она покровительницей и заступницей Русской земли: сперва во Владимире, а с конца XIV века — в Москве.

Справа от Царских врат в нижнем ряду иконостаса — образ Спаса на престоле, он же «Спас Золотая риза».

Икона эта — византийская, написана в середине ХI века, скорее всего, для Софийского собора в Великом Новгороде. В Москву образ попал, по всей вероятности, в 1570-м, когда Иван Грозный, предав Новгород огню и мечу, разграбил древний Софийский собор.

Рака Святителя Филиппа и царское молельное место 

В 1568 году именно здесь, в стенах Успенского собора Московского Кремля, митрополит Филипп Колычев прилюдно обвинил в зверствах Ивана Грозного, за что и поплатился: сперва свободой — его тут же схватили опричники, а затем и жизнью.

Рака с мощами Святителя Филиппа, удавленного по приказу царя-изверга, находится в правом углу собора возле иконостаса. Напротив нее — царское молельное место. Огромная деревянная сень, покрытая весьма замысловатой резьбой, создана в годы царствования Ивана Грозного. 

На сегодняшний день резьба деревянной сени в Успенском соборе совершенно почернела от времени. Кто хочет увидеть царское место Ивана Грозного во всем великолепии, может это сделать в Государственном Историческом музее, где находится его копия, сделанная в XIX веке. 

Убранство Успенского собора Московского Кремля

Роспись стен, иконы и разнообразная утварь в храме являются произведениями искусства мирового значения. Как отмечал летописец,  люди, пришедшие в храм и видя его красоту, чувствовали себя, «как на небесах стоящими».

Храм знаменит своими росписями. Первоначально они были выполнены в 1482–1515 гг. Заново храм был расписан в 1642–1644 гг. Существующую роспись выполнили 150 художников во главе с царскими мастерами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым. Архитектура и стенопись создали свод в виде неба. В главах мы видим образы бога. В верхней части стен — иллюстрации Евангелия. В двух следующих  ярусах — Житие Богоматери. В нижней части — изображения семи Вселенских соборов. С западной стороны мы видим композицию «Страшный Суд.» Верующие понимают, что за праведную и грешную жизнь придется отвечать. На круглых столпах изображены многочисленные фигуры мучеников. В росписи храма принимал участие известный иконописец Дионисий. Живопись представлена 249-ю сюжетными композициями и 2066-ю отдельными фигурами.

В храме собрана богатейшая коллекция икон. Часть из них была написана для храмов Москвы, другая для церквей других древних городов Руси. Самой великой святыней среди икон является икона Божьей Матери Владимирской. Находилась она в Вышгороде, затем во Владимире. В 1395 году для защиты против нашествия хана Тамерлана она была перевезена Василием I в Москву. Также здесь находятся такие ценные иконы как Богоматерь Одигитрия и «Святой Георгий», «Троица»и другие.

Огромный иконостас 1653 года занимает всю широкую стену храма.  Перед ним находятся моленные места. Царское  расположено у левого столпа. Оно примечательно тем, что цари и царицы, кроме цесаревича Павла Петровича, здесь никогда не вставали. Патриаршее место — у правого столпа. У патриаршего места, расположенного справа, можно видеть посох митрополита Петра из черного дерева. Мономахов престол, выполненный из орехового дерева, — третье великокняжеское место. Создано оно было в 1551 году для первого русского царя Иоанна Грозного. Находится оно напротив южного придела. На резных пластинах изображена легенда получения киевским князем Владимиром Мономахом знаков царской власти от византийского императора Константина Мономаха. В алтаре храма хранится ценнейшая реликвия христианства — один из гвоздей, которыми прибивали Иисуса Христа к кресту — Гвоздь Христа Господня.

В храме мы видим и памятники декоративно-прикладного искусства. Среди достопримечательностей — серебряное паникадило с  цветами и гирляндами весом 328 кг, отлитое после отступления армии Наполеона в память о победе. Как образец литейного дела представлен ажурный шатёр для хранения церковных реликвий, созданный в 1624 г. мастером Дмитрием Сверчковым. В 1625 году в шатер, в золотой ларец была помещена часть от якобы подлинной одежды Христа, присланной царю Михаилу Федоровичу персидским шахом Аббасом I. Южные входные двери храма называются Корсунскими воротами. Они украшены золотом, поэтому их часто называют Золотыми.

Ссылки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector