Храм христа спасителя

Храм Христа Спасителя

Со слов автора. Я уже давно снимаю Москву, а в главном православном храме страны все так и не фотографировал. Благодаря содействию Фонда Храма Христа Спасителя, я получил доступ в такие точки, куда ни один фотограф еще не забирался.

История Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя необыкновенная — трагическая и торжественная. Первый Храм Христа Спасителя был построен на берегу Москва-реки в конце 19 века в память о победе русской армии в войне 1812 года по проекту архитектора Тона.

Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 10 сентября 1839, освящён — 26 мая 1883 года. Однако, после освящения, храм простоял недолго. 5 декабря 1931 он был взорван по указу советского правительства, чтобы на его месте возвести Вавилонскую башню – Дворец Советов.

Храм, который мы можем видеть сегодня, был восстановлен в 1990-е годы.

Высота храма с куполом и крестом составляет 103 метра, что на 150 сантиметров выше, чем Исаакиевский собор. Храм возведён в традициях русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства.

С четырех смотровых площадок, находящихся между колокольнями Храма Христа Спасителя, на высоте 40 метров, открывается замечательная панорама Москвы, вид на старый центр города, Кремль, Москва-реку и «Золотую милю». Кстати, попасть сюда относительно несложно. На смотровые можно подняться с экскурсионной группой. Позволю себе выложить несколько видовых фотографий, прежде, чем отправиться на экскурсию по храму.

Во время посещения смотровых площадок можно рассмотреть вблизи купол Храма Христа Спасителя, кресты на звонницах и колокола. Вес самого большого колокола составляет 30 тонн.

Площадь Пречистенские Ворота.

Патриарший мост и Золотой остров. Тут солнышко светит…

А тут снегопад.

Памятник Петру I.

Красный Октябрь.

Кремль летом.

Кремль зимой.

«Верхний храм» — собственно Храм Христа Спасителя. Имеет три престола — главный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный).

«Нижний храм» — это Преображенская церковь, сооружённая в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре.

В стилобатной части размещаются технические и служебные помещения, зал Церковных соборов, зал Высшего церковного совета, Трапезные палаты.

В обходной галерее Преображенской церкви находится Патриарший музей церковного искусства, среди экспонатов которого находятся памятники церковного искусства V-ХХ веков, переданные в дар Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Кириллу.

Особое место в экспозиции музея занимает триптих Васнецова «Богоматерь с младенцем», «Вседержитель» и «Святая равноапостольная великая княгиня Ольга» (1899 г.)

В обычные дни здесь проводятся разнообразные тематические выставки и всевозможные светские мероприятия.

«Нижний храм» имеет три алтаря: главный — в честь Преображения Господня и два малых придела — в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери.

Внутреннее убранство Преображенской церкви Храма Христа Спасителя ориентировано на древнерусские традиции.

«Верхний храм» намного больше и просторнее. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 80 м шириной, и вмещает в себя до 10000 человек.

В воссоздании росписей храма принимали участие более 400 художников, а общая площадь росписей составила около 22000 м2. Это примерно как площадь двух футбольных полей.

Вид с хоров. Съемка проводилась во время Патриаршего богослужения 1й недели Великого поста. Особую торжественность службе придал тот факт, что она проходила на 40-ю годовщину Архиерейской хиротонии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Отметить юбилей посвящения в сан в Москву прибыли сотни священнослужителей со всей России.

Весь Комплекс Храма Христа Спасителя — уникальное по своей сложности инженерное сооружение. По качеству смонтированного инженерного оборудования Комплекс соответствует лучшим мировым образцам.

В центре кадра я, снимающий панораму.

Сама панорама.

Источник

Службы в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове

Рано утром на службе в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове было более 100 прихожан, позднее, во внебогослужебное время, десятки верующих также пришли помолиться. На полу собора нанесена специальная разметка по социальному дистанцированию во время молитвы. «Во время службы, — а она началась сегодня рано, в 7:20, — было сложно оценить количество прихожан. Но их было больше сотни», — рассказал ТАСС священник (максимальная вместимость Елоховского собора — 3 тыс. чел.).

Работник храма, измеряющий температуру на входе, рассказал ТАСС, что рад возобновлению богослужений. По его словам, психологически вынужденную изоляцию духовенству было воспринимать сложно: священник «обязан служить, обязан помогать — а он не может этого делать».

Для клира собора, как сообщил один из священников, новость о его открытии, поступившая во время вечерней службы 1 июня, стала приятной неожиданностью, так как служить без прихожан духовенству было тяжело. Он отметил, что Елоховский собор никогда не закрывался, даже в советское время. Тем не менее в храме, по его словам, все было готово для того, чтобы принять верующих: во время службы сотрудники прихода раздавали средства индивидуальной защиты — перчатки и маски — прихожанам, у которых их не было, а на входе каждому входящему в собор измеряли температуру.

Елоховский собор стал первым в Москве, понесшим утрату из-за коронавируса: его настоятель протоиерей Александр Агейкин умер от вызванных инфекцией осложнений 21 апреля, а вскоре умер протодиакон Евгений Трофимов. Также переболел коронавирусной инфекцией один из клириков, который сообщил корреспонденту ТАСС, что отправляется сдавать кровь для переливания заразившимся, так как у него после выздоровления были обнаружены антитела.

Храм Христа Спасителя в Москве — история

Идея создания памятника в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года принадлежала генералу армии Михаилу Ардалионовичу Кикину. Хотя эта мысль и была новой и необычной, она нашла поддержку в широких слоях населения. Эта идея была передана императору Александру I. 25 декабря 1812 года после изгнания наполеоновской армии Александр I издал манифест, по которому предполагалось построить церковь в честь победы России над армией Наполеона и в благодарность Всевышнему за эту победу. Автором первого проекта был архитектор Александр Витберг. 12 октября 1817 года состоялась торжественная закладка церкви на Воробьевых горах. Здание должно было состоять из трёх частей — Воплощение, Преображение и Воскресение. А  в нижней церкви предполагалось похоронить останки павших во время прошедшей войны. Вскоре почва гор начала оседать под тяжестью возводимого сооружения. Николай I, занявший престол после Александра I, нашел проект Витберга неудачным и неосуществимым. В 1832 году архитектором был назначен Константин Тон.

Строительство решили начать недалеко от Кремля, на месте бывшего Алексеевского женского монастыря, который решили снести. Еще в то время одна из монахинь уничтоженного монастыря сказала, что новая построенная церковь не простоит здесь больше 50 лет. 10 сентября 1839 года здание церкви было заложено. В 1860 году Храм впервые предстал перед москвичам. Позже была устроена набережная и закончена внутренняя роспись. 13 декабря 1880 года ему было присвоено наименование Кафедрального. 26 мая 1883 года, в День Вознесения Господня, он был освящен. В этот же день состоялось Священное коронование на Престол Императора Александра III. 12 июня был освящен придел во имя св. Николая Чудотворца, а 8 июля — придел во имя св.Александра Невского. Начались регулярные Богослужения. В хоре пели Федор Шаляпин и Константин Розов. В 1912 году рядом установили памятник Императору Александру III. Пожертвования шли в помощь бедным мирянам и церквам, беженцам и раненым. С 1918 года Храм полностью лишился помощи от государства, а 5 декабря 1931 года по распоряжению Иосифа Сталина был уничтожен. Огромное, грандиозное творение русского искусства превратилось в груду щебня и обломков. Так сбылись предсказания монахини — храм простоял 48 лет. На его месте планировалось строительство Дворца съездов. Из-за начала Великой Отечественной войны этот план не был реализован. В 1958–1960 гг. на месте образовавшейся после взрыва ямы сооружается бассейн. В конце 1980-х годов создается общественное движение за возрождение храма Христа Спасителя. В июле 1992 года был организован Фонда возрождения столицы. В перечне объектов, которые требовалось восстановить, первым был Храм Христа Спасителя. Начинается его строительство. В ночь с 6 на 7 января 2000 года святыня была возрождена. Здесь прошла Божественная Литургия в честь двухтысячелетия Рождества Христова — Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. 19 августа 2000 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выполнил полное освящение святыни в честь Христова Рождества.

Возведение храма Христа Спасителя на нынешнем месте

Прошло долгих шесть лет после прекращения строительства храма на Воробьевых Горах, прежде чем Николай I своим указом утвердил новый проект, представленный архитектором К.А. Тоном. Случилось это лишь 10 апреля 1832 года.

Самодержец лично выбрал место под новое строительство.

Стоявшие здесь церковь Всех Святых и Алексеевский монастырь (с послушниками и скарбом переведенный в Сокольники) были разрушены.

Краткая хронология возведения храма:

  • 1841 – стены и поверхность цоколя выровнены;
  • 1846 – закончены работы по сведению главного купола;
  • 1849 – закончена внешняя облицовка стен и начаты работы по покрытию крыш и глав металлом;
  • 1860 – сняты наружные леса;
  • 1862 – установка на крыше бронзовой балюстрады;
  • 1881 – окончание работ по обустройству набережной.

Для стен храма, а также для многочисленных барельефов использовали плотный известняк, который добывали под Коломной. Для облицовки применяли темно-зеленый лабрадорит, мрамор различных оттенков и розовый кварцит. Роспись внутренних помещений и отделка продолжались более 20 лет. 

Для оформления культового сооружения привлекли лучших скульпторов, художников и архитекторов: Сурикова, Верещагина, Крамского, Неффа, Маркова, Кошелева, Рамазанова и многих других.

26 мая 1883 года провели освещение  Храма Христа Спасителя. Интересно, что воздвигали его на новом месте при трех царях: сначала был Николай I, затем властвовал Александр II, принимал работу уже Александр III.

Сооружение получилось грандиозным и величественным. Внутренние помещения могли вместить одновременно более 10 тысяч человек.

Храм простоял всего 48 недолгих лет.

В декабре месяце 1931 года его сносят для освобождения площадки под строительство на этом месте Дворца Советов.

Планы Советского правительства не осуществились, а уже построенный фундамент решили переоборудовать под плавательный бассейн.

В 1990 году Православная церковь обращается с просьбой к властям о восстановлении Храма. 

Началом возрождения можно считать подписанный Б.Н. Ельциным указ о возрождении Москвы, где на первом месте упоминался Храм Христа Спасителя.

В 1995 году строители приступили к работам и уже в 2000, с 6 на 7 января, здесь прошла Божественная Литургия по случаю празднования Рождества Христова.

В восстановительных работах принимали участие скульпторы Зураб Церетели, Михаил Дронов и многие другие.

Архитектурные и культурные достопримечательности

По замыслу храм Христа Спасителя должен был символизировать связь Всевышнего с православными людьми и демонстрировать единство Бога в трех его ипостасях. Проект включал в себя три завершенные самостоятельные здания на едином фундаменте. В настоящее время кафедральный собор Христа Спасителя является самым большим на территории СНГ. Он имеет три уровня – символизирует триединого бога.

В нижнем храме расположилась Преображенская церковь. Она стоит на месте бывшего женского Алексеевского монастыря, снесенного при расчистке площадки. Собор имеет три алтаря:

  • большой – главный, в честь Преображения Господня;
  • первый малый в честь Божия человека Алексия;
  • второй придел иконы Божией Матери Тихвинской.

Нижний храм был освящен 6 августа 1996 года.

Верхний храм Спасителя имеет три престола, освященные:

  • во имя Рождества Христова;
  • южный в честь Николая Чудотворца;
  • северный с честь князя Александра Невского.

Освящение происходило в августе 2000 года.

В стилобатной – купольной части собора размещаются:

  • трапезные палаты;
  • зал Церковных соборов;
  • музей храма;
  • зал Высшего совета церквей;
  • служебные и технические помещения.

На самом нижнем уровне под храмом имеется стоянка на 305 автомобилей и автомойка.

По периметру строения расположены галереи. На их стенах находятся памятные доски и копии документов, связанные с Великой отечественной войной 12 года. Слева от входа размещен текст Высочайший манифест, изданный 13 июня 1812 года. Он оглашает о вступлении французской армии на территорию России. Рядом Воззвание к русскому народу о создании ополчения, подписанное царем 6 июля того же 1812 года.

Далее на стенах галереи помещены памятные доски с описанием 71 сражения, происходившие на протяжении войны с французами на территории России. В них указаны данные:

  • дата сражения;
  • название – где происходило, ближайший город или другой населенный пункт;
  • виды войск, принимавших участие, их количество;
  • список убитых и раненых офицеров;
  • сколько человек всего выбыли из строя.

Ряд с досками проходит по периметру здания и завершается в галерее на западной стороне манифестами: об изгнании Наполеона, благодарственными Русскому народу и отдельно дворянству, ставшему на защиту Отечества.

Справа от входа в галереи, манифест о построении храма Христа Спасителя и доски с описанием 87 сражений, в которых участвовали русские войска по дороге на Париж. Завершает памятный ряд манифест о низложении Наполеона и взятии Парижа. Над каждой памятной плитой расположены величания святым, память которых празднуется в день свершения сражения.

Собор представляет собой монументальное многофункциональное здание. В нем расположены:

  • музей церковного искусства с художественными произведениями, начиная с 15 века;
  • зал Церковных собор на 1300 мест;
  • залы, в которых хранятся святыни;
  • трапезные, объединяющиеся в один зал;
  • восьмигранный иконостас напротив главного входа;
  • смотровая площадка.

На богослужении могут присутствовать одновременно 10 тысяч человек.

При создании убранства храма Христа Спасителя, только на орнаменты ушло 50 кг золота. Главные композиции «Вход Господен в Иерусалим» и «Крещение Господне» разработаны м выполнены Василием Нестеренко. Группы по росписи придела святого Николая возглавлял профессор Сергей Репин. Художниками, расписывающими придел Александра Невского, руководил Александр Быстров.

Композиция «Отечество» украшает купольное пространство. Над изображением на нем изображена святая троица: Бог отец, Иисус Христос младенец и голубь – Святой Дух. На поясе нарисованы Богоматерь и Спаситель. Группой художников, создающих образы святителей и занимающихся отделкой купола, руководил Зураб Церетели.

ИНТЕРЕСНО: Молитва Иисусу Христу о помощи и защите.

Пилоны храма украшены картинами из земной жизни Христа. Главными композициями являются «преображение Господне» и момент вознесения. Под высокими сводами собора, иконостас выглядит как восьмигранный кремль под защитой куполов. Он представляет собой самостоятельный архитектурный элемент, гармонично сочетающийся с окружающим его залом.

Достопримечательности

На Воробьевы горы имеет смысл ехать как минимум по двум причинам: посмотреть на достопримечательности Москвы с высоты полета и отдохнуть на природе.

Канатная дорога на Воробьевых горах

Открытие новой канатной дороги в Москве («Воробьевы горы» — «Новая лига» — «Лужники») состоялось 26 ноября 2018 года.

Общая протяженность канатки — 720 метров.

Что можно увидеть с высоты

Отсюда отлично видно Москва-реку и ее изгибы, знаменитые столичные высотки, купола больших храмов.

Прямо по центру на противоположном берегу реки расположена Большая спортивная арена «Лужники» — один из старейших стадионов Москвы. «Лужники» выросли здесь в 1956 году — приметное округлое строение и прилегающая территория. Многие москвичи привычно используют его в качестве ориентира, когда рассматривают разные объекты панорамы с площадки Воробьевых гор.

Например, самая левая точка от «Лужников» — современные московские небоскребы «Москва-Сити» с их шикарными бизнес-центрами и жилыми комплексами класса «Люкс». Правее «Москва-Сити» можно увидеть гостиницу «Украина», неизменный шпиль — Останкинская телебашня, еще дальше — «Белый дом» (здание, где размещается правительство России). Здесь же, слева от «Лужников» можно найти две известные «сталинские высотки»: одна из них — дом на Кудринской площади, другая — МИД России. В промежутке между высотками легко найти Новый Арбат с его домами-книжками и здание Новодевичьего монастыря.

Со смотровой площадки отлично видно несколько набережных — Новодевичью и Бережковскую, Воробьевскую и Лужнецкую, соединяющие их мосты.

Прямо позади стадиона выделяются разноцветные купола Храма Василия Блаженного, видно часть колоколен Кремля, мощь Храма Христа Спасителя. Здесь же можно рассмотреть еще один ориентир современной Москвы — огромную фигуру Петра I, установленную на стрелке «Красного Октября», весьма одиозную работу Зураба Церетели. Тут же в просвет — третья «сталинская высотка» — около Красных Ворот, и знаменитый медицинский университет имени Сеченова.

Если двигаться от центральной части панорамы вправо, сразу видно четвертую «высотку» — дом на Котельнической, старейший жилой комплекс на набережной, жить в котором в середине прошлого века было знаком особой элитности. Дом знаком многим — он сыграл свою важную роль в популярном советском фильме «Москва слезам не верит».

Наталья Шельпова

Если двигаться взглядом дальше, сложно пропустить Шуховскую телебашню — невероятный по смелости и реализации инженерный проект, созданный в 20-е годы прошлого века. В настоящий момент башня практически не используется по назначению и оставлена в качестве памятника истории.

Еще правее можно найти на панораме Президиум Академии Наук — высотка в 22 этажа, построенная в 1990-е годы.

Одним словом, сложно даже назвать другое место, помимо смотровой площадки на Воробьевых горах, откуда можно увидеть сразу столько столичных достопримечательностей и понять как они соотносятся друг с другом.

Панорамный вид на Москву со смотровой площадки на Воробьевых горах — Google Maps

Достопримечательности Воробьевых гор

Если вы доехали до смотровой площадки, обязательно посмотрите интересные места вокруг. В первую очередь, конечно, территорию Московского государственного университета — до сих пор главного оплота науки и классического образования в России. В главном здании МГУ (его сложно пропустить, оно выступает доминантой на всем пространстве вокруг) есть своя смотровая площадка. Площадка находится на высоте 200 метров (24-й этаж). Правда, туда бесплатно попасть уже не получится — доступ разрешен только в составе экскурсионной группы.

Здесь же на Воробьевых горах можно посмотреть Андреевский монастырь.

Для ценителей природы территория Воробьевых гор практически идеальна: здесь находится ботсад Московского Университета, набережная Москва-реки, Андреевский пруд, множество приятных троп и маршрутов: в какую бы сторону вы ни пошли, здесь везде отлично гуляется.

Наталия Коннова

Второе рождение

Впервые публично восстановить храм Христа Спасителя в 60-е годы предложил первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, выступая на заседании пленума ЦК по вопросам воспитания молодежи. Небывалая смелость вызвала смятение у потерявших дар речи коммунистов: «неуместную выходку» постарались «замять», из речи Гагарина, опубликованной в СМИ, вырезали слова о храме.

Прошло 20 лет, и в конце 1980-х годов Священный Синод Русской Церкви обратился к Правительству России с просьбой вновь построить храм на прежнем месте. Разрешение было получено через четыре с половиной года.

Бассейн разобрали. И опять деньги собирали всем миром. При поддержке правительства Москвы собор возродили за 6 лет. Благодаря стараниям и заботам художников, скульпторов, реставраторов, он воскрес из небытия.

В ночь с 6 на 7 января 2000 года в возрожденном храме прошла Божественная Литургия в честь двухтысячелетия Рождества Христова – Пришествие в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. 19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II освятил храм – воссоздание одноименного храма XIX века, куда перенесли чудотворные святыни.

При освящении над куполом появился и поплыл крест, созданный из облаков. На следующий день состоялась канонизация расстрелянной семьи Романовых и Собор новомучеников и исповедников Российских. Сегодня здесь проходят богослужения под руководством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, заседают Архиерейские соборы и международные религиозные форумы.

Спорт[ | код]

Новая жизнь в храме

Храм Христа спасителя – объект культурного наследия Российской Федерации. В 2004 году правительство Москвы передало собор в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной Церкви. Храмом управляет фонд Христа Спасителя: привлекает благотворителей, распоряжается пожертвованиями, сдает залы храма в аренду, проводит выставки и экскурсии, сотрудничает с Советом Попечителей храма.

Туристы посещают музей и Залы собора, где знакомятся с историей страны, убеждаются в талантах и мужестве народа. Со смотровых площадок, расположенных на четвертом этаже, кварталы столицы и Кремль видны, как на ладони. Проводятся экскурсии и для детей. Снимать и фотографировать в храме запрещено. Вход свободный – проход через охрану и металлоискатели.

Комплекс храма оснащен современной системой вентиляции и кондиционирования воздуха, отоплением и лифтовым оборудованием, средствами связи и системой сигнализации, трансляции и контроля.

21 февраля 2012 года в храме разгорелась драма – группа Pussy Riot выступила с оппозиционной акцией, в знак протеста против Владимира Путина перед выборами исполнила панк-молебен. За оскорбление чувств верующих девушек посадили на полтора года, но в преддверии Олимпиады в Сочив 2014 году отпустили. Споры в прессе сделали участниц группы всемирно знаменитыми.

В храме проходило отпевание Святейшего Патриарха Алексия II, прощание с Георгием Свиридовым и Борисом Ельциным, Мстиславом Ростроповичем и Игорем Моисеевым, Людмилой Зыкиной и Сергеем Михалковым, Вячеславом Тихоновым, Галиной Вишневской, Еленой Образцовой, Валентином Распутиным, Андреем Карловым.

Рожденный дважды храм живет новой жизнью, отражается золотыми куполами в Москве-реке. И каждый день в нем молятся о сохранении нашего Отечества.

Что можно увидеть в храме

Сейчас в Храме проводятся торжественные богослужения. В его верхней части имеется несколько смотровых площадок, откуда прекрасно видно панораму центра города. Собор способен вместить одновременно до 10 тысяч человек. Это не только крупнейшая церковь, но и культурный центр. Здесь находятся:

  • Специальный зал, где выступают церковные хоры, организуются симфонические концерты, проводятся детские праздники.
  • Конференц-зал с современным оборудованием для организации камерных программ, встреч, конференций.
  • Музей храма, в котором хранятся исторические ценности и реликвии. В музее проходят выставочные форумы, посвященные традициям православной конфессии.

Побывать на экскурсионной программе в музее Храма и на смотровых площадках можно исключительно с организованной туристической группой. Билеты на экскурсии предлагают многочисленные турфирмы. Из отдельных посетителей группы не формируют.

Важно! За вход в музей и сам собор платить не нужно.

С расписанием богослужений, проходящих в Храме Христа Спасителя, можно ознакомиться на официальном сайте. Храм открыт для посещений в понедельник с 13.00 до 17.00 и во все остальные дни с 10 часов утра до 17.00.

Любопытная история храма

Решение о строительстве храма принял император Александр I, произошло это самом конце войны в 1812 году. После серьезного пожара город лежал в руинах. Ожидалось, что храм станет памятником и благодарностью Всевышнему за спасение России от гибели.

Начало строительства пришлось на 1839 год, возведение длилось 44 года. Деньги на возведение святыни собирали по всей стране, выделялись средства из государственной казны. Новый храм вмещал больше 7 тысяч человек, его стены были украшены мраморными горельефами, росписями, каменной отделкой. Собор был освещен в один день с коронованием нового императора Александра III.

Это был собор центрического типа с центральной главой и четырьмя угловыми башнями-колокольнями. Собор был простроен в форме правильного равноконечного креста. Его архитектурной особенностью стало использование еще одного такого же креста внутри. Такой подход позволил оставить центральный объем свободным и не загромождать его опорами.

В декабре 1931 года по распоряжению советских властей церковь взорвали. Уничтожить собор приказал лично И.Сталин. Храм оказался настолько крепким и добротно построенным, что разобрать его на золоченые купола и другие составные части просто не получилось. Более того, храм не смогли взорвать с одного раза, пришлось делать повторную закладку взрывчатки. На очистку территории от обломков ушло полтора года.

Впоследствии на его месте появился бассейн под названием «Москва». С 1992 года началась подготовка к реконструкции храма. В течение 7 лет продолжались строительные работы, и с 2000 года Храм Христа Спасителя существует в нынешнем виде.

Таким образом, попасть к Храму Христа Спасителя в Москве можно несколькими способами. Самый простой и быстрый из них – воспользоваться метрополитеном. Дорога от станции Кропоткинская не займет много времени. Поскольку собор буквально окружен другими известными достопримечательностями, можно пройти пешком и посмотреть Красную площадь, Патриарший мост и прочие знаменитые места и сооружения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector