Где находится третьяковская галерея в москве
Содержание:
- Новая Третьяковка на Крымском Валу — бесплатно в среду!
- Литература
- Литература
- Третьяковская галерея на карте
- Третьяковская галерея — из истории
- Инфраструктура рядом
- Адрес Третьяковской галереи и её отделов
- Экспозиция
- Краткий обзор коллекции
- Больше пяти не собираться
- Как добраться в Третьяковскую галерею
- Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
- Ссылки
- Ближайшие похожие организации
- Третьяковка на карте Москвы
Новая Третьяковка на Крымском Валу — бесплатно в среду!
В Москве в большинство музеев можно попасть бесплатно не более одного раза в месяц. Приятным отличием Новой Третьяковки на Крымском Валу является День бесплатного посещения каждую среду.
Фото: апрель 2019
Адрес: Москва, Крымский Вал 10.
Как добраться: Крымская набережная и Музеон
22 и 29 мая кроме постоянной экспозиции можно посетить бесплатно временные выставки Б.А. Голополосова и Семёна Файбисовича. О них очень хорошо рассказывает Леонид Парфёнов — смотреть с 27 минуты.
Постоянная экспозиция Новой Третьяковки представляет отечественное искусство двадцатого века во всем его многообразии — авангард, социалистический реализм, искусство андеграунда и работы современных художников. Открытие первых выставок в здании на Крымском Валу, которое Новая Третьяковка более 30 лет делила с ЦДХ, состоялось в 1986-м году.
Нынешние посетители имеют гораздо больше возможностей, чем их родители, для знакомства с искусством 20-го века в Новой Третьяковке: ведь многие из представленных сейчас работ (в том числе признанный всем миром русский авангард) находились долгое время в запасниках музея по идеологическим соображениям.
Литература
- Орлова М. Третьяковка открыла вход с набережной и ждет любителей русского авангарда и соцреализма. — Москва: The Art Newspaper, 2015. — Вып. 05. — С. 17.
- Русская галерея. — Москва: ЗАО «Арт Сервис Центр», 1999.
- Сахно И. М. Инновационное освоение городского пространства: здание на Крымском Валу. — Российский университет дружбы народов, 2017. — Вып. 04. — С. 17.
- Шедевры архитектуры, живописи, скульптуры. — Москва, 2011. — 160 с. — ISBN 978-5-271-27228-8.
- Шедевры русского искусства: из собраний Государственной Третьяковской галереи и художественных музеев России. — Москва: Сканрус, 2004. — 515 с.
Литература
- Орлова М. Третьяковка открыла вход с набережной и ждет любителей русского авангарда и соцреализма. — Москва: The Art Newspaper, 2015. — Вып. 05. — С. 17.
- Русская галерея. — Москва: ЗАО «Арт Сервис Центр», 1999.
- Сахно И. М. Инновационное освоение городского пространства: здание на Крымском Валу. — Российский университет дружбы народов, 2017. — Вып. 04. — С. 17.
- Шедевры архитектуры, живописи, скульптуры. — Москва, 2011. — 160 с. — ISBN 978-5-271-27228-8.
- Шедевры русского искусства: из собраний Государственной Третьяковской галереи и художественных музеев России. — Москва: Сканрус, 2004. — 515 с.
Третьяковская галерея на карте
Лаврушинский переулок, 10, Москва, Россия
Третьяковская галерея
после того как перейдете по нужной ссылке — вторую точку выбираете кликом по карте куда нужно добратьсяПроложить на авто отсюда → Как доехать на общ.транспорте отсюда → Пешком от этого места→
Станция Метро Третьяковская (Калининская линия)Переход на станции
Третьяковская, (Калужско-Рижская линия)Новокузнецкая, (Замоскворецкая линия)
после того как перейдете по нужной ссылке — вторую точку выбираете кликом по карте куда нужно добратьсяПроложить на авто отсюда → Как доехать на общ.транспорте отсюда → Пешком от этого места→
улица Крымский Вал, 10, Москва, Россия
Новая Третьяковка
после того как перейдете по нужной ссылке — вторую точку выбираете кликом по карте куда нужно добратьсяПроложить на авто отсюда → Как доехать на общ.транспорте отсюда → Пешком от этого места→
Станция Метро Новокузнецкая (Замоскворецкая линия)после того как перейдете по нужной ссылке — вторую точку выбираете кликом по карте куда нужно добратьсяПроложить на авто отсюда → Как доехать на общ.транспорте отсюда → Пешком от этого места→
Станция метро Полянка (Серпуховско-Тимирязевская линия)
после того как перейдете по нужной ссылке — вторую точку выбираете кликом по карте куда нужно добратьсяПроложить на авто отсюда → Как доехать на общ.транспорте отсюда → Пешком от этого места→
Остановка Большая Якиманка (Большая полянка ул.)Автобус № М6 Автобус № К Троллейбус №8
после того как перейдете по нужной ссылке — вторую точку выбираете кликом по карте куда нужно добратьсяПроложить на авто отсюда → Как доехать на общ.транспорте отсюда → Пешком от этого места→
Остановка Большая Якиманка (Якиманский проезд)Автобус М1 Автобус Н1(ночной) Автобус № 144 Троллейбус № М4 Троллейбус № Т7 Троллейбус №4
после того как перейдете по нужной ссылке — вторую точку выбираете кликом по карте куда нужно добратьсяПроложить на авто отсюда → Как доехать на общ.транспорте отсюда → Пешком от этого места→
Остановка Метро Третьяковская (Садовнический проезд)
Автобус № 3н
Трамвай № А Трамвай № 3 Трамвай № 3н Трамвай № 39
после того как перейдете по нужной ссылке — вторую точку выбираете кликом по карте куда нужно добратьсяПроложить на авто отсюда → Как доехать на общ.транспорте отсюда → Пешком от этого места→
Остановка Метро Новокузнецкая (Пятницкая ул.)
Автобус № М5
после того как перейдете по нужной ссылке — вторую точку выбираете кликом по карте куда нужно добратьсяПроложить на авто отсюда → Как доехать на общ.транспорте отсюда → Пешком от этого места→
Остановка наземного транспорта
Метро Третьяковская (Большая Ордынка)
Автобус № М5
после того как перейдете по нужной ссылке — вторую точку выбираете кликом по карте куда нужно добратьсяПроложить на авто отсюда → Как доехать на общ.транспорте отсюда → Пешком от этого места→
Станция метро «Октябрьская» (Калужско-Рижская линия)
после того как перейдете по нужной ссылке — вторую точку выбираете кликом по карте куда нужно добратьсяПроложить на авто отсюда → Как доехать на общ.транспорте отсюда → Пешком от этого места→
ОктябрьскаяКольцевая линия
после того как перейдете по нужной ссылке — вторую точку выбираете кликом по карте куда нужно добратьсяПроложить на авто отсюда → Как доехать на общ.транспорте отсюда → Пешком от этого места→
Парк Культуры (Сокольническая линия)Парк Культуры (Кольцевая линия)
после того как перейдете по нужной ссылке — вторую точку выбираете кликом по карте куда нужно добратьсяПроложить на авто отсюда → Как доехать на общ.транспорте отсюда → Пешком от этого места→
Третьяковская галерея — из истории
Датой основания Третьяковки считается 1856 год. Именно тогда Павел Михайлович Третьяков, купец по роду деятельности, приобрел две первые картины русских художников «Искушение» Н.Г.Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г.Худякова. В конце 50-х годов он пополняет свою коллекцию работами И.И. Соколова и В.И. Якоби, А.К. Саврасова и М.П.Клодта. В это время у Павла Третьякова появилась мечта создать музей, в котором будут представлены работы русских живописцев. Свою коллекцию он начал собирать с нуля. Коллекционер приобретал все лучшее, что было на художественном рынке из работ русских художников. По складу характера Павел Третьяков был не просто коллекционером. Он обладал широкими познаниями в области литературы и живописи, театра и музыки. Как писал про него художник и критик А.Н. Бенуа «…Третьяков по натуре и знаниям был ученый». Он безошибочно выбирал все лучшее, что создавала русская живопись. Как сказал про него художник Крамской: «Это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем». Он был на открытии всех выставок в Москве, в Петербурге. Картины еще не развесили в выставочных залах, а он успевал осмотреть их в мастерских и прицениться. Он был впереди всех. Бывали случаи, что даже царь, подойдя к понравившейся картине, читал, что «куплено господином Третьяковым». Он говорил: «Мы работаем для русского народа».
В своем первом завещании в 1860 году, Третьяков оставил 150 тысяч рублей серебром на создание в Москве «художественного музеума или общественной картинной галереи…». Он создавал первый в России музей, отражающий развитие русского искусства и хотел, чтобы музей стал общедоступным. Будучи богатым, он старался не переплачивать посредникам. И считал: «Чем больше средств сэкономишь, тем больше картин произведений искусств можно собрать». Павел Михайлович Третьяков избегал роскоши и излишеств. Он помогал нуждающимся художникам, вдовам и сиротам. Достраивал и расширял музей.
В 1867 году открылась галерея, в которой была представлена коллекция Павла и его брата Сергея. Посетители увидели 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров. Картины Павел Михайлович размещал в своем доме в Лаврушинском переулке. С 1872 по 1874 гг. были построены два музейных зала, которые сообщались с жилыми помещениями. В 1882 году, когда необходимо было разместить Туркестанскую коллекцию, были пристроены 6 новых залов. Дополнительные залы появились также в 1885 и 1892 гг. 1892 год стал для музея знаменательным, в этом году Павел Михайлович Третьяков передал ее в дар городу Москве. Тогда в коллекции было 1287 картин, 518 рисунков и 9 скульптур русских художников XVIII–XIX веков, а также работы западноевропейских мастеров. А через год состоялось официальное открытие Московской городской галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых. После смерти Павла Третьякова в 1898 году его дело продолжили другие меценаты.
В 1902–1904 гг. под руководством архитектора А.М. Калмыкова был построен знаменитый Васнецовский фасад, который стал эмблемой Третьяковки. Фасады здания были разработаны архитектором В.Н. Башировым по рисункам художника В.М. Васнецова. 2 апреля 1913 года попечителем музея был избран художник и архитектор Игорь Эммануилович Грабарь. Благодаря ему Третьяковка была сформирована по европейскому типу — по хронологическому принципу. В декабре 1913 года музей был открыт для посетителей. После революции в 1918 году музей стал называться Государственной Третьяковской галереей и был объявлен государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики. Директором музея стал И.Э.Грабарь. Большой вклад в развитие музея, в том числе в его расширение и оснащение, внес академик архитектуры А.В. Щусев. Во время войны большинство экспонатов были эвакуированы в Новосибирск. Само здание пострадало от бомбежки. К 100-летию музея в 1956 году его коллекция насчитывала более 35 000 произведений искусства. Большой вклад в расширение музея внес также Ю.К. Королев, директор музея с 1980 по 1992 гг. В 1989 году был сооружен новый инженерный корпус, где разместились конференц-зал и информационно-вычислительный центр, детская студия и выставочные залы. После реконструкции в музейный ансамбль Третьяковки был включен памятник архитектуры XVII века — храм Святителя Николая в Толмачах. Он был восстановлен, освящен и стал домовым храмом музея.
Инфраструктура рядом
Адрес Третьяковской галереи и её отделов
Основные здания
Расположилась Третьяковская галерея там же, где находится метро «Третьяковская» и «Новокузнецкая». Проще всего добраться до Третьяковки от станции «Третьяковская». Выйдите из метро. Поднимитесь на улицу из метрополитена и пройдите к улице, носящую название Большая Ордынка. Перейдите её, и вы окажетесь у здания бара-ресторана. Слева от здания бара-ресторана будет Ордынский тупик. Далее, идите до конца Ордынского тупика, мимо сквера Шмелёва, до переулка Лаврушинский. На другой стороне переулка будет стоять строение Инженерного корпуса, а правее от него ГТГ.
Станция «Новокузнецкая» находится недалеко от станции «Третьяковская». Перейдите по переходу метро «Новокузнецкая-Третьяковская» и выйдите из метрополитена. Далее, идите тем же маршрутом, как и от станции «Третьяковская». С обратной стороны Инженерного корпуса находится храм Святителя Николая на Толмачах. Его адрес: переулок Малый Толмачёвский, дом № 9. Здесь выставляются церковные художественные ценности.
Новая Третьяковка находится на улице Крымский Вал, 10. Третьяковская галерея на Крымском Валу знакомит с работами советских и российских художников периода новейшей истории, т. е. 20 века и начала 21 века.
Вблизи от неё находятся такие станции подземки, как «Октябрьская» и «Парк культуры». Чтобы добраться от станции «Октябрьская», нужно, выйдя из метрополитена, перейти по подземному переходу через улицу Большая Якиманка, затем пройти по Крымскому Валу до Центрального дома художника (ЦДХ). В этом доме и расположена Третьяковская галерея. Чтобы добраться до неё со станции «Парк культуры», нужно пройти по Новокрымскому проезду, далее по Крымскому мосту до поворота налево на улицу Крымский Вал .
Дома, квартиры и мастерские художников
- Дом-музей В. М. Васнецова , известного художника-сказочника, находится в Мещанском округе города Москвы. Его адрес: переулок Васнецова, дом № 13. Здесь можно узнать о том, как жил великий художник, а также познакомиться с его знаменитыми и менее известными работами. Дойти до него можно от станции метро «Проспект Мира». Для этого, выйдя из метро, надо идти по улице Гиляровского налево. Дойти до улицы Дурова и повернуть направо. Затем, минуя улицу Щепкина, свернуть на улице Мещанская и идти по ней до переулка Васнецова. 100 метров по переулку. И вы возле музея.
- Музей-квартира Аполлинария Михайловича Васнецова, художника-пейзажиста и историка — москвоведа расположена в доме № 6 в Фурманном переулке. Добраться до неё можно от станции метрополитена «Чистые пруды». От станции сверните на Гусятников переулок и идите по нему до Большого Харитоньевского переулка. Сверните налево и идите пока справа не появится улица Чаплыгина. Пройдите по улице Чаплыгина до Фурманного переулка. Во втором доме справа, во 2 подъезде, на 3 этаже находится искомая квартира.
- Музей-мастерская скульптора А. С. Голубкиной находится по адресу Большой Лёвшинский переулок, дом № 12. Добираться до неё проще от станции метро «Парк Культуры». Уйдя из метро, нужно найти автобусную остановку «Метро Парк Культуры» на Зубовском бульваре, в направлении от Крымского моста, и дождаться автобус №Т10 или №Т79. Далее, доехать до остановки «1-й Неопалимовский переулок». Вернуться чуть-чуть назад до Большого Лёвшинского переулка, и в первом доме слева будет мастерская. В сентябре 2017 г. помещение закрыли на реконструкцию.
- Дом-музей П. Д. Корина расположен на улице Малая Пироговская, дом № 16, строение 5, флигель. Здание сейчас ремонтируется.
Экспозиция
Интерьеры галереи, 2011 год
Выставка «Святая Русь», 2011 год
Интерьеры музея, 2011 год
По состоянию на 2018 год в состав музея входят более 5000 произведений искусства XX—XXI веков. Одну из самых крупных коллекций составляют полотна русского авангарда 1900—1920-х годов, представленные художниками Казимиром Малевичем, Василием Кандинским, Марком Шагалом, Павлом Филоновым, Любовью Поповой. Собрание современной живописи начало формироваться в 1990-е годы благодаря приобретениям Министерства культуры и даров художников и их наследников. Так, в начале 2000-х в состав музея перешла коллекция отдела современного искусства музея-заповедника «Царицыно», собранная Андреем Ерофеевым.
В 2007 году руководство музея изменило концепцию организации экспозиции. Согласно нововведениям, просмотр полотен начинается с искусства 1900-х, а картины расположены тематически — произведения одного художника могут быть одновременно представлены сразу в нескольких залах. Также в залах были выставлены приобретённые Верой Мухиной предметы декоративно-прикладного искусства и фотографии.
В 2014 году в состав музея вошла крупная коллекция современного искусства Леонида Талочкина, переданная в дар Третьяковской галерее вдовой коллекционера при поддержке Минкультуры. В 2016-м была открыта новая постоянная экспозиция «Современное искусство: 1960—2000. Перезагрузка». Все произведения сгруппированы согласно направлениям и тематическим разделам: «Абстракция», «Кинетизм и оптическое искусство», «Мистики и сюрреалисты», «Новый реализм», «Поп-арт», «Минимализм и постживописная абстракция», «Соц-арт», «Концептуализм — образ в голове», «Поэзия и письмо», «Перформанс», «Машины понимания», «Неоэкспрессионизм», «Концептуализм — новое поколение», «Археология постмодерна», «Акционизм 1990-х» и «Проект: искусство 2000-х». В 2018-м Фонд поддержки современного искусства «Винзавод» передал в дар музею десять произведений молодых художников 1990—2000-х годов.
Мы упустили главные работы этого времени, и теперь мы не сможем их купить, если они и появятся на рынке, потому что они стоят огромных денег, несопоставимых с теми, что платили в 90-е и 2000-е, поэтому мы не хотим повторять ошибки предыдущих поколений. Мы хотим собирать современное искусство сейчас. Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова |
Краткий обзор коллекции
древней живописи
Самые древние из них были написаны в XII–XIII веках. Они были получены из Успенского собора, в котором хранились до этого в числе других. Для столичного храма отбирались со всей страны только самые старые и известные образы, например, «Богоматерь Владимирская» (чудотворная). Много работ принадлежит прославленному Андрею Рублеву.
Более поздние произведения, относящиеся к XVIII веку, также собирались Павлом Михайловичем. Хотя большая часть экспонатов, относящихся к этому периоду, поступила сюда уже после него. Одной из самых известных картин здесь является «Портрет М. И. Лопухиной», написанная Владимиром Боровиковским.
В галерее можно найти работы множества известных творцов XVIII. В их числе — Иван Никитин, считающийся первым профессиональным художником, прошедшим обучение в Европе. В музее находится его работа «Портрет графа Г. И. Головкина». На ней изображен первый из российских канцлеров.
Век XIX также представлен большим количеством выдающихся работ различных художников. В это время возникло романтическое направление, и многие произведения выполнены в соответствии с его правилами. Российская живопись известна своими портретами. На этот период приходится расцвет подобных картин. К числу лучших из них относится «Портрет А. С. Пушкина», автор — Орест Кипренский.
Александра Иванова
В свое время при Третьякове галерею называли «домом передвижников» и это неслучайно. Здесь можно найти произведения многих из них в большом количестве. Эти художники обычно касались острых, волнующих общество тем. Их работы относят к демократическому направлению в живописи. Павел Михайлович поддерживал с ними тесные отношения и иногда заказывал портреты «лучших сынов» страны. Сюда относится, например, работа Василия Перова «Портрет Ф. М. Достоевского».
Изображение пейзажей во второй половине XIX не отличается какими-то твердыми правилами. У многих художников — свой подход. В Третьяковской галерее можно увидеть «Грачи прилетели». Картина, принадлежащая кисти Алексея Саврасова, очень известна. На выставке передвижников, проходившей в 1871 году, ее назвали «душой русского народа».
В «Третьяковке» можно найти картины «трех богатырей русской живописи» — Васнецова, Сурикова, Репина. Известна, например, работа последнего «Не ждали».
На рубеже XX века в произведениях появляются новые тенденции. Молодые художники начинают придерживаться национального романтического направления. С ним связан интерес к древним русским памятникам, отечественному искусству. Как классический пример можно привести экспонат «Царевна Лебедь» Михаила Врубеля.
С тридцатых годов прошлого века развивается социалистический реализм. С ним связаны имена Павла Корина, Юрия Пименова и других художников Третьяковской галереи. Со второй половины века до настоящего момента в работах прослеживается повышенное стремление к свободе творчества. Такие работы тоже можно увидеть в залах музея.
Помимо живописи, в государственной галерее представлено много шедевров, представляющих другие направления искусства. Например, мозаика «Дмитрий Солунский». Киевский монастырь, в котором она находилась, был разрушен в тридцатые годы, однако, произведение было спасено.
Больше пяти не собираться
Когда Третьяковская галерея откроет двери для посетителей?
Зельфира Трегулова: Не раньше 2-3 июля. Первыми откроются залы основной экспозиции в здании в Лаврушинском переулке и Инженерный корпус. Что касается здания на Крымском Валу, то залы постоянной экспозиции откроются одновременно с премьерой выставки «НЕНАВСЕГДА. 1968-1985». Мы должны организовать проход зрителей так, чтобы не было сталкивающихся друг с другом потоков. Это возможно, если выставки и основная экспозиция будут объединены общим маршрутом. Нам нужно разделить зоны входа и выхода. Зрители заходят в одной точке, а выходят — в другой.
Вход только в масках и перчатках?
Зельфира Трегулова: Да, посетители должны быть в масках, перчатках. В этом мы не оригинальны — придерживаемся рекомендаций Роскомнадзора. Учитываем опыт западных музеев, уже открывших двери для зрителей.
Минская выставка «Художник и город» проходит онлайн
Мы также переходим преимущественно на продажу билетов онлайн, чтобы избежать скопления людей в очереди. Но для исключительных случаев в каждом здании Третьяковской галереи будет работать дежурная касса. Мы оставляем некоторый резерв билетов для продажи в этих кассах. Поскольку есть люди, которым трудно купить билеты онлайн, но которые очень захотят попасть в Третьяковскую галерею после трех с половиной месяцев жесткого режима самоизоляции.
Кроме того, чтобы выполнить рекомендации Роскомнадзора, которые определяют необходимую для безопасности дистанцию в 1,5-2 метра между людьми, вводим вход по сеансам. Сейчас делаем расчеты, сколько человек может находиться в зале с учетом дистанции. Нам придется ограничивать количество посетителей. Иначе говоря, даже если бы у нас была сегодня выставка Репина или Серова, мы не могли бы принимать такое количество желающих.
Через сколько начинается новый сеанс?
Зельфира Трегулова: Люди смогут заходить по купленным билетам каждые 30 минут.
После этого можно оставаться сколь угодно долго?
Зельфира Трегулова: Да. Время сеанса не ограничивается, в отличие от количества посетителей. Будем мониторить поток зрителей в залах. Если люди будут сильно задерживаться, придется подождать тем, кто хочет войти в зал. С другой стороны, создавать очередь — еще опаснее.
У нас узкое место — «бутылочное горлышко» — входная зона. Когда люди оказываются в залах, массового скопления зрителей уже нет. Наша задача — выстроить логистику. В главном здании в Лаврушинском переулке мы намечаем маршрут, закрыв переходы между какими-то залами. Попасть в них можно будет, двигаясь в одном направлении. В здании на Крымском Валу еще проще — там легче идти вперед, чем возвращаться.
Но некоторые все же любят побродить по выставке, желая сравнить авторов, произведения…
Зельфира Трегулова: Что ж, расходятся же люди на тротуарах.
Директор Галерей Уффици — о том, какими станут музеи после пандемии
Разметка на полу не будет?
Зельфира Трегулова: В залах — нет. Разметка — только там, где может быть большое скопление людей. Это кассы, системы хранения для зонтов и сумок, стойка администратора, туалеты.
Очень важно найти «антиковидные» решения для привычных вещей. Например, для банкеток в залах
Они нужны — люди устают, должны иметь возможность присесть. Но нужно как-то придумать, чтобы они не садились близко друг от друга. Вроде мелочи. Но, как известно, дьявол кроется в деталях.
Экскурсии будут?
Зельфира Трегулова: Нам разрешили небольшие экскурсии — до пяти человек. Мы будем пользоваться необходимым оборудованием, включая одноразовые наушники. Понятно, что не будем требовать от членов семейств, чтобы родители и дети держались на расстоянии двух метров друг от друга.
Эти все правила особенно важны для залов основной экспозиции в Лаврушинском переулке, где летом традиционно много народу. В этом году мы не ждем иностранных туристов, но они обычно составляют лишь 12 процентов наших посетителей. Российские туристы начнут, вероятно, приезжать не раньше конца июля — начала августа. В любом случае больших групп не будет.
Цены на билеты не будут вырастать?
Зельфира Трегулова: Конечно, нет. Цены на билеты повышать не будем. Ситуация сложная сейчас.
Сотрудники тоже будут работать в масках и перчатках?
Зельфира Трегулова: Да. Особенно, если речь об администраторах, контролерах билетов, сотрудниках службы безопасности, музейных смотрителях. Плюс специальные пластиковые перегородки. Обеспечить безопасность сотрудников — одна из приоритетных задач. Хотя, наверное, требование носить перчатки, достаточно сложно выполнить летом.
Федеральные музеи и музеи-заповедники откроются 16 июня
Как добраться в Третьяковскую галерею
От метро с одноименным названием до главного здания в Лаврушинском переулке самый короткий маршрут — всего 400 метров. Пройти это расстояние можно за 5 минут.
Станция метро «Третьяковская» является ближайшей к музею и названа в честь галереи. От нее нужно:
- Выйти к улице Большая Ордынка.
- Пройти по ней до пересечения с Большим Толмачевским переулком.
- Дальше следует идти до сквера им. Шмелева.
- За ним повернуть направо, собственного в Лаврушинский переулок.
Точный адрес Третьяковской галереи в Москве: Лаврушинский переулок, дом 10 строение 1. Это основное здание музея.
Однако рядом с ним расположен Инженерный корпус Третьяковской галереи, часы работы которого отличаются от основного здания. Свое название он получил от технических служб, которые в нем расположены, и его с самого начала использовали для ведения параллельных программ к экспозициям и образовательным инициативам. Однако и выставки современного искусства в нем тоже бывают. Среди экспонатов есть работы как русских, так и зарубежных художников. Кроме того, в нем проводятся образовательные мероприятия для широкой публики.
Вот точные часы работы Инженерного корпуса Третьяковской галереи:
Вт-Вс: 10:00 — 21:00
Понедельник в музее является выходным днем.
Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
В главном музейном комплексе 62 зала. Каждой комнате отведена отдельная тематика. В зале №1 и №2 висят портреты художников XIX столетия. В первом зале изображения русских правителей и их супруг, наследников и представителей знати. В зале №3 — выставка парадных портретов. Ряд образов продолжается до шестого зала, в котором висят несколько пейзажей. Рассматривать такое количество портретов может быть утомительно, зато четко прослеживается смена техник.
В зале №14 раскрывается тема крестьянства и русской деревни. О жизни на Руси в XIX веке хорошо рассказывают портреты крестьянских ребят, деревенских жителей, изображения быта, интерьеры загородных усадеб дворян. Если бы школьные уроки истории проводили в таком музее, то дети могли бы узнать намного больше. В зале №15 представлены картины художника П. Федотова. Его полотна рассказывают о реальной жизни, но выглядят, как рисунки к сатирическим произведениям М. Салтыкова-Щедрина или Н. Гоголя.
Пейзажная живопись представлена в залах №18-19: морские мотивы И. Айвазовского и культовая иллюстрация А. Саврасова “Грачи прилетели”. 21-й зал отведен под работы Куинджи, на которых художник искусно играется со светом, а в зале №25 — поля и леса И. Шишкина. В 26-ом зале посетителя встречает сказочная Русь, о которой рассказывают картины В. Васнецова. В этой комнате находится визитная карточка музея — полотно “Богатыри”, над которым В. Васнецов работал около 20 лет.
Знаете ли Вы? В сувенирном магазинчике продаются открытки и репродукции картин, всего по 10 рублей за одну маленькую копию какого-нибудь шедевра. Есть в музее и более серьезные памятные вещи — коллекционные альбомы и книги о русской живописи. Стоимость — 300-500 рублей. Можно заказать и репродукции картин в натуральную величину — это обойдется минимум в 750 рублей.
В зале №27 представлены картины В. Верещагина, которые переносят из мира сказок и былин в экзотическую Индию. Самая известная и впечатляющая работа называется “Апофеоз войны”, на которой художник нарисовал десятки черепов в пустыне, а вокруг них летает стая ворон.
Изобразительное искусство рубежа XIX-XX столетий можно осмотреть в залах №32-34. Первыми идут полотна М. Врубеля. В его работах четко прослеживается новая техника, словно мастер провел реальную границу между реалистичным искусством и новыми направлениями. Залы №40-41 отведены под картины В. Серова. Здесь висит и знаменитая работа живописца — “Девочка с персиками”, фото которой непременно будет в каждой книжке по искусству.
В. Серов «Девочка с персиками»
В последнем десятке комнат полное разнообразие. В залах №49-54 находится экспозиция графики XVIII-XIX столетий, которую обновляют раз в полгода. В 55-ом зале расположилась сокровищница галереи — старинные книги, иконы, ювелирные украшения и миниатюры. Искусство Древней Руси и иконопись заняли залы №56-62. Комнаты заполнены типичными работами различных местных школ, фресками, иконами Феофана Грека и Андрея Рублева. Если вы увлекаетесь искусством XX-XXI века, то можете продолжить знакомство с современными русскими скульпторами и художниками в Новой Третьяковке.
Ссылки
Ближайшие похожие организации
Palais Royal GalleryБольшой Толмачевский переулок, 4200 метров
Крокин Галереяул. Большая Полянка, 15310 метров
Центр Современного Искусстваул. Большая Якиманка, 6460 метров
Дом на Набережнойул. Серафимовича, 2600 метров
Музей Восстания МашинБерсеневский переулок, 2 стр.1700 метров
Арт-площадка «Центр Вознесенского»ул. Большая Ордынка, 46 стр.3720 метров
Lenivka ArtПречистенская набережная, 45/1 стр.1940 метров
Галерея И. Глазуноваул. Волхонка, 131 000 метров
Леонида Шишкина ГалереяОзерковский переулок, 1/181 100 метров
Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина — отдел личных коллекцийул. Волхонка, 101 100 метров
Галерея А. Шиловаул. Знаменка, 31 100 метров
Подземный музейул. Варварка, 61 200 метров
Медиацентрул. Варварка, 61 200 метров
Детский центр Музеев Московского КремляМанежная ул., 7 стр.21 200 метров
Московская государственная картинная галерея народного художника СССР А. Шиловаул. Знаменка, 7 стр.21 200 метров
Культпроект2-й Обыденский переулок, 12А1 200 метров
Третьяковка на карте Москвы
Все предметы искусства, относящиеся к основной экспозиции, представлены в особняке в Лаврушинском переулке. Здесь находятся старые произведения. Второе строение находится по адресу: Крымский вал, 10. Оно служит местом размещения коллекции XX века.
Лаврушинский переулок
Здание, находящееся в Лаврушинском переулке, стоит на том самом месте, где ее основал меценат Третьяков в 1856 году. Экспозиция состоит более чем из 1300 работ знаменитых художников, включая «Троицу» Рублева. Здесь проводятся многочисленные выставки и прочие мероприятия.
На двух этажах небольшого строения разместились 62 зала, на их осмотр вполне реально потратить целый день:
- портретная галерея состоит из полотен, написанных в позапрошлом веке;
- в отделах, посвященных художникам начала XIX века, представлены работы многих художников, включая Александра Иванова;
- отдельный зал отведен для картин, изображающих деревню и крестьянский быт;
- есть залы пейзажной живописи.
Постепенно продвигаясь через залы галереи, посетители видят, как со временем менялась тематика полотен, техника их исполнения, эмоциональная насыщенность. Есть помещения, где выставлены произведения графики, которые постоянно обновляются. В сокровищнице Третьяковки находятся фрески и иконы, миниатюры и старинные книги, ювелирные украшения самых знаменитых мастеров.
Крымский вал, 10
В строении на Крымском валу можно увидеть работы художников-авангардистов, выставленные в хронологическом порядке. Здесь есть образцы современного искусства, и не только живописи, но и скульптурных композиций и даже кинетических машин.
Важно! Посетителям предоставляется возможность посмотреть документальные кинофильмы о русских авангардистах.
Осмотр экспозиции лучше начинать с залов, где находятся картины 1910-20-х годов. Эти полотна пока нельзя назвать абстракцией, но от реалистического искусства, представленного в Лаврушинском переулке, они достаточно далеки. Художники играют с формами и смыслами, пытаются как можно проще выразить сложные философские идеи, оперируют контрастами.
Кажущийся примитивизм многих полотен скрывает сложные ассоциативные ряды. Художники постепенно отказываются от малейшего намека на реализм, эту эволюцию легко проследить, передвигаясь к каждому следующему залу. Пик нового искусства – авангардизм, удивительное сочетание цветов и линий, необычных форм, абстрактных структур. Именно здесь представлены работы Казимира Малевича.
В этом филиале Третьяковки можно познакомиться с новыми авангардными направлениями и конструктивизмом в декоративно-прикладном искусстве и дизайне. Символизм, утилитарная живопись, бытовые сюжеты – все это доступно посетителям галереи.