Лондонская национальная галерея

Экспозиция

Основной принцип коллекции — значимость не художника, а изображенного на портрете человека. Поэтому там есть некоторое количество любительских портретов — не всех подряд, а только таких, которые чем-то уникальны. До Второй мировой войны обучение рисованию входило в обязательную программу образования всех состоятельных слоев населения (и особенно образования женского), поэтому старых любительских картин в Британии очень много.

Национальная портретная галерея выставляет портреты «значимых для страны или знаменитых британцев» — только британцев. Соответственно, представителей других народов там нет, а вот история, культура и искусство Британии даны в максимально полном объеме — все сферы жизни. Автор картины мог быть кем угодно, но подавляющее большинство портретов прижизненное и написано «с натуры» — то есть с позирующего человека. Также есть еще фотографии, карикатуры, наброски и скульптуры.

В коллекции можно найти всех английских литераторов, художников, ученых и композиторов за последние двести лет, большинство английских монархов, почти всех знаменитых английских мореплавателей и политиков и много кого еще.

Здесь находится один из двух наиболее вероятных прижизненных портретов Шекспира (если, конечно, изображенный на портрете человек — это Шекспир, что, учитывая пыль, поднятую вокруг авторства его произведений, совершенно не факт), единственный прижизненный портрет Джейн Остин (любительский, написанный ее сестрой), единственный прижизненный портрет сестер Бронте — Шарлотты (той самой, что написала книгу «Джейн Эйр»), Анны и Эмили (тоже любительский, написанный их братом) и много что еще. Здесь можно увидеть знакомые нам всем по школьным учебникам портреты Чарльза Диккенса или Оливера Кромвеля, фото Алисы Лидделл, принадлежавшее когда-то Льюису Кэрроллу (это именно для нее была написана книга «Алиса в Стране Чудес»), автопортреты Хогарта и Рейнолдса и многое другое.

Отдельная часть выставки — исторические фотографии. Та же тема, часто те же люди — в разные моменты, в разном возрасте и т. д.

Также постоянно идут какие-то временные выставки, всегда связанные с портретами: фото, картины, скетчи, шаржи, что-то еще, и выставки всегда очень хорошие. Они иногда бывают платные, стоимость от 10 GBP и выше. Цены на странице указаны на ноябрь 2019 г.

Это интересный, необычный музей с огромной коллекцией уникальных портретов, куда обязательно стоит сходить, если вы любите английскую историю.

Вакх и Ариадна

Художник: Тициан

Год: 1523

Вакх и Ариадна (1523) — Тициан

Работавший в 16 веке, Тициан был итальянским художником, оказавшим глубокое влияние на будущие поколения западного искусства. Альфонсо I д’Эсте, герцог Феррары, попросил Тициана стать одним из главных художников для цикла мифологических композиций для его недавно перестроенных комнат — Алебастровых палат в замке Феррары. Эта картина была одной из композиций, созданных Тицианом в ответ. В греческой мифологии Ариадна была критской принцессой. На этой картине показан эпизод, в котором она осталась на острове Наксос, брошенная ее возлюбленным Тесеем. Вакх, бог вина, находит ее на острове и влюбляется в нее с первого взгляда. Мастерское изображение сцены и юмористическая интерпретация Тицианом идиллического мира старины делает Вакх и Ариадну одним из шедевров в искусстве Возрождения.

Здания

Спутниковый снимок зданий

Галерее принадлежат два здания, восточное здание (англ. East Building) и западное здание (англ. West Building), соединённые просторным подземным переходом. Западное здание (архитектор Д. Р. Поуп) построено в неоклассическом стиле с гигантским портиком с колоннами и массивным куполом, напоминающее Пантеон (также как и другое здание Поупа — Мемориал Джефферсона в Вашингтоне), кроме симметричных крыльев здания. Восточное здание (архитектор И. М. Пей) — строго геометрическое в сравнении с классицизмом западного здания. Сверху оно выглядит как соединённые друг с другом призмы.

Николай Иванов / [?]

Образование галереи

Лондонская портретная галерея была образована в 1856 году и стала первой в мире подобного направления. В 1896 году портретная галерея сменила свое расположение, переехав в здание на площади Святого Мартина, построенное в стиле неоренессанс. Там она располагается как раз по соседству с Национальной галереей Великобритании. С того времени музейные фонды и сами помещения портретной галереи были увеличены в два раза.

В период самоизоляции рекомендуем обратить внимание на онлайн экскурсии. Национальная портретная галерея в Лондоне

Национальная портретная галерея в Лондоне

Интересным является факт запрета на экспонирование в галерее портретов тех выдающихся британцев, кто еще не покинул этот бренный мир. Данный запрет действовал в Национальной портретной галерее вплоть до 1969 года, при этом вопрос пополнения музейных фондов решался также немного своеобразно: предпочтение получали картины не по своим художественным достоинствам, а по исторической и культурной значимости личности, изображенной на портрете.

Коллекция

Чандос портрет из У.Шекспира , первой картины , чтобы войти коллекции НПГ

В галерее представлены портреты исторически важных и известных британцев , отобранные на основе значимости натурщика, а не художника. В коллекции представлены фотографии и карикатуры, а также картины, рисунки и скульптуры. Одним из самых известных его изображений является портрет Чандоса , самый известный портрет Уильяма Шекспира, хотя есть некоторая неуверенность в том, действительно ли это картина драматурга.

Не все портреты исключительны в художественном отношении, хотя есть автопортреты Уильяма Хогарта , сэра Джошуа Рейнольдса и других известных британских художников . Некоторые из них, например групповой портрет участников конференции в Сомерсет-Хаусе 1604 г., сами по себе являются важными историческими документами. Часто значение любопытства больше , чем художественная ценность произведения, как и в случае анаморфном портрета Эдуарда VI по Уильяму Скротса , Патрик Branwell Бронте картины «s своих сестер Шарлотта , Эмили и Энн , или скульптура королевы Виктория и принц Альберт в средневековых костюмах. Портреты живых людей были разрешены с 1969 года. В дополнение к своим постоянным галереям исторических портретов Национальная портретная галерея демонстрирует быстро меняющийся выбор современных работ, устраивает выставки портретного искусства отдельных художников и принимает ежегодный конкурс портретной премии BP .

Директора

  • 1857–1895: сэр Джордж Шарф KCB
  • 1895–1909: сэр Лайонел Каст KCVO FSA — ранее работал в Отделе эстампов и рисунков Британского музея , а с 1901 по 1927 год выполнял роль инспектора королевских картин .
  • 1909–1916: Чарльз Джон Холмс — позже директор Национальной галереи
  • 1917–1927: Джеймс Милнер
  • 1927–1951: Генри Хейк
  • 1951–1964: Чарльз Кингсли Адамс
  • 1964–1967: сэр Дэвид Пайпер — позднее директор музея Фицуильяма и сотрудник колледжа Христа в Кембридже (1967–1973) и первый директор музея Эшмола (1973–1985).
  • 1967–1973: сэр Рой Стронг
  • 1974–1994: Джон Хейс
  • 1994–2002: Чарльз Сумарез Смит
  • 2002–2015: Сэнди Нэрн, CBE, FSA
  • 2015 – настоящее время: Николас Куллинан

Кафе и магазин

При музеях открыты магазины, которые заполнены книгами, печатными изданиями и продуктами, отражающими основную цель: распространение знаний и развитие любви к искусству. Здесь представлены произведения как знаменитых художников и дизайнеров, так и молодых иллюстраторов в начале их карьеры.

У главного входа в галерею “Тейт Британия” расположен главный магазин с широким ассортиментом продукции, включая гравюры и книги, посвященные искусству и культуре Британии, а также товары для дома, ювелирные изделия и подарки для детей. От старой галереи к новой можно доплыть на водном трамвае (мимо “Биг-Бена”). Здесь посетители комплекса могут остановиться и отдохнуть в кафе с видом на собор Святого Павла и Темзу.

Билеты

Осмотреть постоянную экспозицию в Национальной портретной галерее можно без покупки билетов. Вход сюда, как и во многие крупные музеи Лондона, бесплатный. Галерея содержится на средства меценатов, одним из которых является компания British Petrolium. Также на входе всех посетителей встречают сотрудники музея, которые предлагают сделать пожертвование. В отзывах путешественники пишут о том, что гости обычно оставляют около 5 фунтов. Но приемлемо и отказаться от предложения и войти бесплатно.

Стоит учесть, что вход на временные выставки обычно платный. Также требуется сдать в гардероб объемные сумки, дипломаты и рюкзаки, а за их хранение взимается плата. Запаситесь средствами, если планируете посетить местное кафе, ресторан, книжный или сувенирный магазин.

Купить билет

Коллекции

Коллекции музея составляют почти 9000 картин и скульптур, около 240 000 произведений искусства на бумаге, а также более 2600 гипсовых слепков с фигур античности, средневековья и эпохи Возрождения. Большинство старых предметов происходит из датской королевской коллекции. Ожидается, что к 2020 году около 40 000 произведений из коллекций будут доступны в Интернете.

Европейское искусство 1300–1800 гг.

Экспозиция европейского искусства 1300–1800 гг. Представляет собой обширную коллекцию произведений искусства за 500-летний период, в которую входят работы Мантеньи , Кранаха , Тициана , Рубенса и Рембрандта . Искусство размещено в тринадцати залах и является старейшей коллекцией произведений искусства в Дании, с особым акцентом на датские , голландские , фламандские , итальянские , французские , испанские и немецкие произведения.

Датское и скандинавское искусство 1750–1900 гг.

Датское и скандинавское искусство 1750-1900 гг. Представляет скандинавское искусство от зарождения датской живописи через « золотой век » до зарождения модернизма . Он отображает более 400 работ в 24 галереях. В нем представлены работы Абильдгаарда , Экерсберга , Кёбке , Ринга и Хаммерсхёй .

Анри Матисс , Портрет мадам Матисс (Зеленая линия) , 1905 г.

Французское искусство 1900–1930 гг.

Свою коллекцию современного французского искусства SMK приобрел в 1928 году, когда ее подарил покойный коллекционер Йоханнес Румп . В этой коллекции представлены некоторые из самых известных произведений музея таких художников, как Матисс , Пикассо , Дерен и Брак . Коллекция впервые была предложена СМК Румпом в 1923 году, но была отклонена директором Карлом Мадсеном , так как не считал ее достаточно качественной.

Датское и международное искусство после 1900 года

Размещенная в пристройке музея 1993 года, эта коллекция 20 и 21 веков в основном сосредоточена на наиболее важных образцах современного датского искусства. Длинный коридор картин с видом на парк Østre Anlæg представляет собой хронологический обзор работ этого периода, в то время как меньшие галереи посвящены конкретным художникам или движениям.

Королевская коллекция графики

Королевская коллекция графики насчитывает более 240 000 произведений: оттиски на меди, рисунки, офорты, акварели, литографии и другие виды искусства на бумаге, начиная с 15 века до наших дней. Начало этой коллекции было положено во времена Кристиана II . В своем дневнике от 1521 года немецкий художник Альбрехт Дюрер пишет, что подарил королю «лучшие произведения из всех моих гравюр».

В 1843 году широкой публике были представлены различные работы, которые до сих пор находились в частной коллекции короля. Затем он был перемещен в Государственный музей искусства, когда в 1896 году было завершено первое здание, вместе с Королевской коллекцией картин и Королевской коллекцией литых.

Несмотря на то, что газеты содержат большое количество зарубежных работ, датское искусство составляет основную часть коллекции. Эта коллекция открыта для публики через Зал печати, доступ к которому необходимо бронировать до прибытия.

Коллекция Royal Cast

Окно на складе в Вест-Индии

Коллекция Royal Cast находится на складе West India Warehouse , Toldbodgade 40, между Русалочкой и Нихавном в Копенгагене. Он состоит из более 2000 голых гипсовых слепков статуй и барельефов из коллекций, музеев, храмов, церквей и общественных мест по всему миру, от античности до эпохи Возрождения. Коллекция Royal Cast открыта только для особых мероприятий. Впервые это искусство было выставлено на обозрение в 1895 году с целью наставления посетителей о развитии изображений человеческой формы с течением времени параллельно с ростом социальной, политической и эстетической осведомленности в западном мире.

В начале Второй мировой войны античное искусство становилось все более немодным, связанным с архаической художественной традицией. В 1966 году, когда абстрактное искусство стало более популярным, коллекция Royal Cast была перемещена в амбар за пределами Копенгагена для хранения и возродилась только в 1984 году, когда она была перемещена на склад в Вест-Индии.

Коллекция музея

Как мы уже сказали, в основу коллекции было положено собрание из 38 картин банкира Ангерштейна. В число наиболее ценных экспонатов входили 5 пейзажей Клода Лоррена, картина Себастьяно дель Пьомбо «Воскрешение Лазаря», полотна «Венера и Адонис» Тициана, «Похищение сабинянок» Рубенса, серия Хогарта «Модный брак», портрет адмирала Хитфилда кисти Рейнольдса, «Деревенский праздник» Уилки.

Клод Лоррен «Пейзаж с Энеем на Делосе» (1672)Британский парламент с самого основания музея поддерживал его, выделяя средства на существование и приобретение новых экспонатов. Как и в любой стране, находились любящие искусство меценаты, которые жертвовали свои средства и коллекции, и уже к 1831 г. коллекция музея увеличилась до 105 полотен благодаря завещанным коллекционером Холуэлл-Карром картинам «Святой Георгий» Тинторетто, «Святое семейство» Тициана, «Святое семейство» Андреа дель Сарто, «Купающаяся в ручье женщина» Рембрандта и др.

Тинторетто «Происхождение Млечного Пути» (1575-1580). Холст, масло. 165 × 148 см. Лондонская Национальная галерея (Лондон)Сюжет картины – из греческой мифологии. Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рождённого от земной женщины. Он погрузил в глубокий сон свою жену, богиню Геру, и приложил младенца к её груди, чтобы тот смог напиться божественного молока, дарующего бессмертие. Геракл, уже в младенчестве отличавшийся невероятной силой, причинил Гере боль. Богиня, проснувшись, оттолкнула младенца, и капли молока пролились на небо и превратились в звёзды, из которых сложился Млечный Путь. Капли же молока, упавшие на землю, стали белоснежными лилиями.Вслед за расширяющейся коллекцией разрасталось здание музея – последняя постройка была в 1991 г.Во время Второй мировой войны все экспонаты музея были эвакуированы и, хотя здание музея было сильно повреждено во время авианалётов, ни одна картина не пострадала. Музей был восстановлен и в 1946 г. начал принимать посетителей.

Живопись Франции и Англии

Картины французских художников представлены в экспозиции галереи с XVII века. Здесь особенно выделяются работы Никола Пуссена, Клода Лоррена.

Помимо этого, Национальная галерея в Лондоне хранит в своих фондах картины Франсуа Буше, Жана-Оноре Фрагонара, Антуана Ватто, Жана-Батиста-Симеона Шардена, относящиеся к XVIII веку.

Богата на экспонаты коллекция французской живописи XIX века, представленная в музее: это и Эжен Делакруа, и Жак-Луи Давид, а также Жан-Огюст-Доминик Энгр – яркие представители импрессионизма.

В начале XX века коллекция картин художников, работающих в этом направлении, пополнилась работами Эдуарда Мане, Пьера-Огюста Ренуара, Камиля Писсаро.

Знаковым стало полотно Анри Руссо «Тигр в тропическую бурю», пробудившее в обществе интерес к примитивизму. Полотна представителей постимпрессионизма Винсента Ван Гога, Пабло Пикассо, Поля Сезанна также представлены тут.

Галерея Тейт является хранилищем для основного собрания английской живописи. Здесь представлены картины Уильяма Хогарта, первого президента Королевской академии художеств Джошуа Рейнолдса, а также пейзажистов Джона Констебла, Джозефа Уильяма Тернера.

Рядом с Национальной галереей расположился другой, не менее интересный музей – Национальная портретная галерея. Лондон невозможно покинуть, не посетив эти два места, в одном из который представлена европейская живопись, а во втором хранятся более двух тысяч портретов значимых фигур как Великобритании, так и всего мира. Некоторые люди думают, что это один и тот же музей. Но это не так, их связывают лишь слово «национальный» и нахождение в одном и том же месте – в центре Лондона, на Трафальгарской площади.

Особенности

В Национальной галерее собрано поистине огромное количество шедевров искусства, увидеть их все за один визит невозможно. Поэтому, собираясь на выставку, советуем наметить картины (периоды, работы конкретных живописцев), которые вы хотели бы посмотреть в первую очередь, и составить приблизительный маршрут.

Кроме собрания шедевров живописи Национальная галерея примечательна несколькими приятными особенностями. Например, в Эспрессо-баре или The National Café можно отдохнуть и выпить кофе, а в сувенирных лавках и магазинах искусств — приобрести сувениры, книги и копии картин, выставленных в галерее.

При желании прямо в музее можно послушать аудиолекции или просмотреть мультимедийные презентации о картинах и их авторах в крыле Сейнсбери или в уже упомянутом Эспрессо-баре.

Лондонская национальная галерея

Рокби Венера

Rtist: Диего Веласкес

Год: 1650

Рокби-Венера (1650) — Диего Веласкес

Диего Веласкес был испанским художником, работавшим в 17 веке, который считается выдающейся фигурой испанского Золотого века. На единственной сохранившейся картине с обнаженным телом, Рокби Венера изображена Венера — римская богиня любви, красоты, секса и плодородия с ее сыном Купидоном, держащим ей зеркало. Картина была куплена английским ученым Джоном Морриттом в 1813 году и установлена в его доме в парке Рокби в Йоркшире, что дало картине популярное название. В 1906 г. картина была приобретена Национальной галереей. 3D-качество Рокби Венеры, которое заставляет зрителя чувствовать себя на расстоянии, кокетливый эффект Венеры, смотрящей назад, богатая окраска и теплые телесные тона — все это делает шедевр одним из самых эротически заряженных произведений искусства всех времен. Картина попала в заголовки газет в 1914 году, когда она была осквернена канадской феминисткой Мэри Ричардсон, которая стала известна как «Убийца Мэри». Она была полностью восстановлена после рубки.

Советы посетителям

Посещение Национальной галереи — дело в чем-то утомительное. И есть много тонкостей, которые лучше учесть перед походом туда. У каждого нюансы будут свои, но я бы выделила следующие:

  • Как я уже говорила, коллекция насчитывает более 2000 картин, поэтому лучше заранее выделить то, что вы хотите посмотреть. Может быть, это будет живопись какой-то определенной страны или художника, а может быть отдельные картины. К примеру, в ряд того, что смотрела в Лондонской национальной галерее я, входила «Венера с зеркалом» Веласкеса, «Модный брак» Хогарта, «Подсолнухи» Ван Гога. Они находятся в разных залах, поэтому плавно переходим ко второму совету.
  • Постарайтесь скачать или купить план галереи. В здании множество залов, из одного можно попасть сразу в другие три, и этот лабиринт кажется нескончаемым. Чтобы не заблудиться и не задергать своими вопросами смотрителей, лучше всего иметь при себе план. Скачать его можно на сайте, а купить при входе на стойке информации. Цена его 1,1 € (1 £).
  • Постарайтесь не тащить с собой в музей большие сумки. Я нередко встречала на улицах Лондона туристов, катящих за собой чемоданы на колесиках. Так вот с таким багажом вас могут в галерею и не пустить. Максимальный размер сумки, с которой можно зайти в музей, и желательно потом бы сдать ее в гардероб, 66 см на 43 см. Как потом я выяснила на сайте, в музей нельзя проходить с рюкзаками. Но это правило я уже успела нарушить, впрочем, мне на эту тему не сказал ни слова ни один смотритель, так что следят тут за сумками не так строго. А может они решили, что я слишком не воспитана, раз не выполняю правила, чтобы со мной разговаривать.

А еще одна коварная подсказка на тему того, где найти свободный Wi-Fi. В Лондонской национальной галерее доступ в Интернет бесплатный :).

Национальная галерея в Лондоне

В отличие от парижского Лувра или Эрмитажа в Санкт-Петербурге, Национальная галерея Лондона, расположенная на северной стороне Трафальгарской площади, основана не на королевском собрании. Она была открыта только в 1824 году, когда правительство купило у банкира-эмигранта 38 картин. В наши дни коллекция музея насчитывает более 2300 полотен, но её достоинство не столько в размере, сколько в разнообразии, глубине и качестве содержания.

Чтобы осмотреть музей в хронологическом порядке, начните с крыла Сейнсбери (Sainsbury Wing). Эта постмодернистская пристройка 1980-х годов имитирует неоклассические элементы первоначального здания. Однако если учесть, что в главных галереях постоянно экспонируется более 1 тысячи картин, почти невозможно осмотреть всё за один день.

Так что если вы ограничены во времени, лучше сразу наметить план осмотра (схему галереи можно взять в справочном бюро), обращая внимание на то, что вас больше всего интересует. Приятным нововведением является звуковой путеводитель с кратким комментарием к каждой из выставленных картин

Звуковой путеводитель выдаётся за «добровольное пожертвование». Другая возможность – присоединиться к бесплатной экскурсии в Лондоне, которые начинаются от фойе крыла Сейнсбери.

Среди шедевров итальянской живописи – меланхолическая картина Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте», «Битва при Сан-Романо» Уччелло, «Венера и Марс» Боттичелли (навеянная сонетом Данте) и прекрасная композиция Пьеро делла Франчески «Крещение Христа», одна из его ранних работ. Великолепная коллекция полотен мастеров венецианской школы содержит раннее произведение Тициана «Вакх и Ариадна» и более позднюю и мрачную его картину «Смерть Актеона», а также блестящую «Семью Дария у ног Александра» кисти Веронезе.

Эротичное полотно Бронзино «Венера, Купидон, Безумие и Время» и «Папа Юлий II» Рафаэля помещены рядом с незаконченной картиной Микеланджело «Положение во гроб». Более поздние итальянские работы включают два полотна Караваджо, несколько прекрасных воздушных зарисовок Тьеполо и сверкающие виды Венеции кисти Каналетто и Гварди.

Среди шедевров из Испании – великолепные работы Эль Греко, Гойи, Мурильо и Веласкеса, в том числе игривая «Венера с зеркалом». Из стран Бенилюкса представлены «Портрет четы Арнольфини» братьев Ван Эйк, «Триптих Донна» Мемлинга и две безмятежные картины, характерные для Вермера. Много бытовых зарисовок, например, «Семейный портрет на природе» Франса Халса, и превосходных пейзажей, наиболее известным из которых является «Аллея в Миддельхарнисе» Хоббемы. За рядом знаменитых портретов кисти Рембрандта – включая два автопортрета – следует множество выразительных, сочных полотен Рубенса.

Прекрасная картина Холбейна «Послы» и несколько портретов кисти Ван Дейка были написаны для английского двора. Помимо этого, в галерее представлено собственно британское искусство, в том числе такие известные работы, как сатирическая серия Хогарта «Модный брак», выполненная в полупрозрачных тонах «Утренняя прогулка» Гейнсборо, «Телега для сена» Констебля и «Последний рейс корабля Отважный» кисти Тёрнера. Жемчужины французской экспозиции – превосходные работы Пуссена, Клода, Фрагонара, Буше, Ватто и Давида.

Особенно полно представлены импрессионисты и постимпрессионисты. Среди них наиболее известны «Зонтики» Ренуара, незаконченная картина Мане «Казнь Максимилиана», «Темза ниже Вестминстера» Моне, «Подсолнухи» Ван Гога, а также паунтилистская картина Сёры «Купание в Аньере», лесной пейзаж Руссо, протокубистская картина Сезанна «Купальщицы» и «Ребёнок с голубем» Пикассо.

North Italian courts

Early in 1516 Titian started his professional relationship with Alfonso I d’Este, Duke of Ferrara and spent time in Alfonso’s castle. The duke wanted to create a private cabinet, which would be known as the ‘camerino d’alabastro’ (the alabaster cabinet), with mythological scenes derived from classical poetry.

The duke employed the painters he considered to be the best at the time. Apart from Titian, the other artists were Raphael, Fra Bartolomeo and Dosso Dossi. Following the deaths of Raphael and Fra Bartolomeo Titian’s involvement in the project increased. He then executed his two famous Bacchanals for Alfonso I, today in the Prado, Madrid, along with Bacchus and Ariadne, now in the National Gallery.

Titian also worked for the court of Mantua. In 1523 he began painting for the future Duke of Mantua, Federico II Gonzaga the son of Isabella d’Este (who was the sister of Titian’s earlier patron Alfonso I). Titian mainly painted portraits for the Mantuan court.

In 1532 Titian started to work for the Duke of Urbino, Francesco Maria della Rovere. He would also work for his successor, Guidobaldo II. In the 1530s, he was also in touch with the court of Pope Paolo III Farnese.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector